OCClub

Обзор AMD Radeon RX 480: аукцион невиданной щедрости?

Очень трудно к сегодняшнему дню не знать хоть что-то об видеокарте Radeon RX 480. AMD и Radeon Technologies Group публично рассказывали об архитектуре Polaris аж с декабря прошлого года, и рассказывали амбициозно. Компания сделала очень рискованный ход, НЕ представив практически ничего нового в видеокартах 300-ой серии. Конечно, память HBM и её реализация на одной подложке с самим графическим процессором это здорово, но сам графический процессор то остался старый. Да и видеокарты Nano и Fury, которые используют вышеназванную память – продукты нишевые, не «мейнстрим», не для всех, и не приносящие больших прибылей. «Красные», судя по всему, пустили большинство финансовых и рабочих ресурсов на работу над Polaris.


С тех пор AMD выпускала по биту информации за раз. Сначала были подробности и технологических преимуществах тонкого 14-нм техпроцесса, после уже на выставке CES мы увидели прототипы, затем уже были показаны данные об архитектуре. На выставке Computex – «грубая» информация о производительности в DirectX 12 играх и цена. И наконец, AMD показала RX 460 и RX 470, и назвала дату выпуска: в предпоследний день июня 2016 года.

rx480 02

Сегодня все станет на свои места: является ли Radeon RX 480 новаторским и потрясающим продуктом, который нам обещали? Ведь маркетологи AMD позиционируют новинку как начало некой графической революции, но будет ли переворот успешным?

GPU и архитектура

Во-первых, стоит взглянуть на «сырые» спецификации RX 480 сравнительно с другими видеокартами AMD и Nvidia:

GPU состоит 36 кластерных юнитов, что дает 2304 потоковых процессора, 32 блока растеризации, и 144 текстурных блока. Это нечто среднее между Radeon R9 380 и R9 390. Но также стоит учитывать тактовую частоту, которая существенно возросла при переходе к 14-нм техпроцессу производства Global Foundries. В то время как R9 390 работает при частотах около 1000 МГц, новый RX 480 работает в диапазоне 1120-1266 МГц.

Сравнения с видеокартами Nvidia не избежать. И в этом поколении видеокарт, впервые GPU AMD и Nvidia базируются на разных техпроцессах (Nvidia использует 16-нм TSMC). Однако, «зеленые» ускорители работают на невиданных ранее частота – 1733 МГц, что на 36% больше. Это очень существенно. Это проблемы, связанные с отладкой 14-нм цехов Global Foundries, или такова архитектура GCN? Трудно сказать, и ни одна из сторон пока комментариев по этому поводу не дала.

На частоте 1266 МГц Radeon RX 480 обрабатывает 5,8 Тфлопс операций, что больше R9 390 и приближается к R9 390X. Очевидно, помимо «наддува» частот Polaris еще и существенно оптимизирован сравнительно с графическими процессорами Hawaii и Grenada.

Сразу со стартом продаж было представлено версии – с 4 ГБ и 8 ГБ видеопамяти GDDR5 и 256-битной шиной. Ценники – $199 и $239 соответственно. Но что интересно, схематика платы одинаковая, полностью. Очень вероятно, что у модели с 4 ГБ видеопамяти по факту их 8(!). Микросхемы памяти просто урезаны, и, вероятно, в скором времени найдется способ, как препрошивкой BIOS Radeon RX 480 разблокировать ВСЮ память. Если это новая «халява», коих было у AMD уже очень много – то я в восторге.

Почему так поступила AMD? – Решили сэкономить силы и деньги на разработке и внедрении в производство двух разных плат. Сами микросхемы памяти практически ничего не стоят.

Внешний вид

 
Внешне Radeon RX похож на Fury X и R9 Nano, но используются более дешевые материалы. Все для снижения стоимости. Красный логотип подсвечивается. Кстати, новый шрифт логотипа! Было бы здорово, если бы вентилятор турбинного типа подсвечивался красным, а интенсивность настраивалась в зависимости от нагрузки/температуры. Сколько сэкономили? Центов 50? Поставьте диодик, я доплачу.

Печатная плата короче системы охлаждения. Конечно, не такая маленькая как у R9 Nano (на 3-4 см короче), но тоже впечатляет. Прорези на задней части кожуха СО, теоретически, должны существенно улучшить объём поступающего на турбину воздуха.

Здесь нет разъёмов CrossFire. AMD продолжает использовать интерфейс PCI-Express для синхронизации нескольких видеокарт в системе.

RX 480 требуется всего один 6-контактный разъём дополнительного питания. AIB-партнеры в нереференсных версиях, конечно, распаяют больше таких разъёмов, что даст больший запас для разгона.

На панели видеовыходов есть три полноразмерных DisplayPort и один полноразмерный HDMI 2.0. DVI уже нет. И ладно в общем. Вряд ли у владельца RX 480 будет монитор без HDMI входа.

Частоты и разгон с Wattman
Прошли те дни безобразной и «старючей» AMD OverDrive, и дни Wattman настали. Wattman – так назвали новую утилиту для разгона, встроенную прямо в пакет драйверов Crimson Software 16.6.2.

Wattman получил невероятную коллекцию различных разгонных настроек, и все это в том-же красивом дизайне, в котором оформлен весь Crimson. Утилита позволяет контролировать частоты процессора и памяти, потребляемую мощность, температуру, вольтажи и скорость вращение вентилятора. Кроме того, есть возможность установить акустические ограничения. Мол не раскручиваться сильнее, чем на 35 дБА.

После установки предела мощность на +30%, а целевой температуры до 90° С, начали поднимать частоты. Стоит быть честным: я ожидал большего разгонного потенциала. Графической процессор удалось разогнать всего на 3,5%. При этом температуры в Unigine Heaven 4.0 уже были внушительные:

Это привело к увеличению максимальной частоты от 1266 МГц до 1310 МГц. Всего на 44 МГц – скромно, если не сказать хуже. Это разочарование. Что еще хуже – это не тестовый экземпляр такоq. Многие рецензенты отмечали унылось RX 480 в этом плане. Ожидались большие частоты от такого тонкого техпроцесса.


Тестовый стенд
Результаты тестирования были взяты с ресурса PC Perspective, поскольку нам тестовый образец новинки не предоставили.
Тестовый стенд:

Видеокарты AMD работали под управлением Crimson Software 16.6.2, а видеокарты Nvidia под 368.39.

Соперники для обозреваемой видеокарты были выбраны в соответствии с ценовым позиционированием, поэтому намного более дорогих GeForce GTX 1080 и GTX 1070 нет.

Тестирование в играх
Dirt Rally

При разрешении 1920х1080 пикселей новичок примерно равен GTX 1070. На 40% быстрее, чем R9 380, но на 16% медленнее R9 390.

При переходе к 1440р ничего не сути и не меняется.
Сводная таблица:

Fallout 4
Используемые настройки:

Есть две ярко выраженные группы. В первую вошли R9 390, RX 480 и GTX 970, и идут они очень плотно. Во вторую группу пошли GTX 960 и R9 380, графики производительность также близки.

На более высоком разрешении Radeon RX 480 показывает более 50 фпс в Fallout 4 с максимальными настройками графики, что является впечатляющим результатом за $200. Все же новинка примерно на 10% медленнее R9 390.

Gears of War: Ultimate Edition
С DirectX 12. Предустановки:

И впервые тестируемая видеокарта вырывается вперед, немного опережая и R9 390 и GTX 970.

С ростом разрешения увеличивается и разрыв с GTX 970. GPU Polaris в разрешении 2560х1440 пикселей пересек магическую отметку в 60 фпс при вышеуказанных настройках.

GTA V

GTA V продолжает оставаться сильной игрой для Nvidia. Топовый представитель «зеленых» на 15% опережает Radeon RX 480. Показатель времени кадра ужасен, подергивания картинки сильно заметно. Возможно, в последующих обновлениях драйверов проблема уйдет.

В большем разрешении лучше не становится. Новинка на 11% медленнее, чем R9 390 и GTX 970.

Hitman (2016)
Использовался API DirectX 12. Настойки:

И вот тут начинается интересное. С переходом в новому API DX12 новинка вырывается вперед: на 30% быстрее GeForce GTX 970 и немного, но быстрее R9 390.

При разрешении побольше все еще лучше: RX 480 на 40% производительнее конкурента от Nvidia. График времени кадра отличный.

Tomb Raider
Также с API DirectX 12. Графические настройки:

Приключения Лары Крофт становятся еще одной победой RX 480 над GTX 970. Разрыв в 23%. Бедная GTX 960 проигрывает на более чем на 200%… По сравнению с другими видеокартами AMD, Polaris на 44% быстрее, чем R9 380, и практически аналогичен R9 390.

При 2560х1440 все также, но 50 фпс ни одна из тестируемых видеокарт не смогла достичь.

The Witcher 3: Wild Hunt

Пусть здесь разница и не столь велика, как в последних двух играх, Radeon RX 480 все-же оказался на 8% предпочтительнее GTX 970, или примерно около того. R9 390 быстрее всего на 1%.

Ситуация повторяется. GTX 970 медленнее на 10%, а вот R9 380 остается на целых 40%.


3DMark Fire Strike и Unigine Heaven
Теперь, после рассмотрения игровых тестов настало время синтетических бенчмарков. Первый на очереди – 3DMark:

Новинка от AMD немного обходит GeForce GTX 1070, и немного отстает от Radeon R9 390. Ни R9 380, ни GTX 960 не имеют и шанса.

В Unigine Heaven 4.0 результаты соответствуют таковым в 3DMark. В AMD должно быть довольны такой близостью к GTX 970 с учетом того, сколько тесселяции работает в этом тесте.

Энергопотребление и шум
У ресурса PC Perspective есть специальный прибор, измеряющий энергопотребления видеокарты отдельно:

В Tomb Raider Radeon RX 480, Radeon R9 380 и GeForce GTX 970 потребляют около 150 Вт. GTX 960, безусловно, тут чемпион, и потребляет менее 100 Вт. А старенький Hawaii «кушает» более 260 Вт. Это подтверждает великолепную эффективность Polaris.

В третьем «Ведьмаке» R9 390 использует 275 Вт энергии, Radeon RX 480 «вытянул» все доступные ему по спецификациям 150 Вт (и даже еще 5 Вт сверху). GTX 970 потребляет ровно 150 Вт. Теперь, когда есть результаты тестов энергоэффективности можно стоить честные графики производительность/ватт, с исключением влияния процессора, маркетинговых уловок и всего прочего.

Сравнивая RX 480 с R9 390 и GTX 970 становится ясно, что архитектура Polaris намного более эффективна, чем архитектура Maxwell и Hawaii. Судя по результатам, RX 480 в 1.7 раза более эффективен, чем другие модели AMD, и на 50% эффективнее GTX 970.
Об удивительном энергопотреблении при разгоне на 3,5% мы уже упоминали ранее.
По уровню шума новинка сравнивалась с тем, что было под рукой. А оказались это Nvidia GeForce GTX 1080 Founders Edition и нереференсный GeForce GTX 970 EVGA ACX 2.0. Конечно, можно назвать такое сравнения не справедливым, но это в любом случае сравнение с другими видеокартами, которые сейчас есть на рынке.

Систему охлаждения RX 480 тихой, увы, не назовешь. Правда, другого результата от охладителя такого типа ждать и не стоило, но GTX 1080 работает ощутимо тише. Без нагрузки все работает здорово, но в нагрузке уровень шума равен 42 дБА, что немало.

Финалочка

Перед выводами стоит взглянуть на Radeon RX 480 под другим углом. Как Polaris 10 из соотношения производительность/доллар?

На самом деле, Radeon R9 380 и GeForce GTX 960 находятся в менее высоком классе, а у видеокарт бюджетного сегмента это соотношения на высоте исключительно математически. Откинув их, получается так:

Удивительно ровно график идет в игре GTA V. Во основном новинка от AMD предпочтительнее по этому параметру.

Вчера был день, которого все ждали. AMD наконец выпустила свою новую архитектуру Polaris на основе 14-нм FinFET техпроцесса от Global Foundries. Новая Radeon RX 480 принесла значительные улучшение энергоэффективности сравнительно с предыдущими поколениями. И это даже учитывая то, что GPU Fiji работает с памятью HBM, которая очень мало потребляет, а новинка довольствуется более старой памятью GDDR5.
RX 480 обеспечивает великолепную производительность в играх с разрешением 1080p, которой должно быть достаточно практически в любых ситуациях. В среднем, новинка мощнее GTX 970 на 5%, и на 10% слабее GTX 980. По сравнению с числовым предшественником в лице R9 380, рост на целых 40%. Сравнительно с топовыми моделям «красных», новичок на 13% и 20% хуже Fury и Fury X соответственно.

В общей сложности, владельцы R9 290, R9 290X, R9 390, R9 390X, GTX 780 Ti и GTX 970 вряд ли найдут причину для обновления. И это можно понять. AMD изначально позиционировала RX 480 как видеокарту среднеценового сегмента, а не как флагманский продукт. Такую позицию Radeon RX 480 полностью оправдывает, и оправдает вдвойне, если версия с 4 ГБ видеопамяти легким движением руки будет превращаться в 8 ГБ-версию.

Exit mobile version