OCClub

Palit GeForce RTX 3060 Ti Dual OC: обзор. RTX 3070 на минималках

На данный момент NVIDIA вывела на рынок четыре видеокарты серии GeForce RTX 3000, на подходе пятая, и ни одну из них нельзя купить за адекватные деньги. Двух-трёхкратная переплата относительно рекомендованной цены – почти что обычное дело. И несмотря на заявления NVIDIA в стиле “мы делаем видеокарты для геймеров!”, что-то NVIDIA не стремится предпринимать меры, чтобы адаптеры попадали в руки геймеров. В аналогичной ситуации с GeForce GTX 1000 в 2017 году меры были. Но не будем лишний раз накидывать на вентилятор.

В этой серии теоретического ознакомления с видеокартами NVIDIA GeForce RTX 3000 речь пойдёт про последнюю/крайнюю представительницу серии – GeForce RTX 3060 Ti. Несмотря на маркировку, это не столько RTX 3060 на стероидах, сколько RTX 3070 на диете. Для NVIDIA нетипично выпускать Ti-версию до обычной, но в этом поколении видеокарт постоянные переносы и отмены сплошь и рядом, а Ti-версия пришлась очень кстати из-за структуры ядра GA104, про что в следующем разделе. Ну и движения конкурента конечно же тоже внесли свою лепту.

Без излишне длинных вступлений почти сразу ближе к делу. С просторов Тесто’O’Дрома OCClub.ru вещает Олег No1seBR, сегодня будем знакомиться с RTX 3060 Ti на примере Palit GeForce RTX 3060 Ti Dual OC (официальная страница). Как говорил классик, седьмой этаж – это как шестой, но на один повыше, так и RTX 3060 Ti – это RTX 3070, но на ступень пониже.

GeForce RTX 3060 Ti и GPU GA104-200

Palit GeForce RTX 3060 Ti Dual OC: обзор. RTX 3070 на минималках

Подобно всем старшим представителям серии GeForce RTX 3000, графический процессор GeForce RTX 3060 Ti изготовлен по 8-нм техпроцессу Samsung. Во вступительной части RTX 3060 Ti неспроста названа эдаким младшим братом GeForce RTX 3070. Они обе базируются на графическом процессоре GA104, но с разным количеством активных блоков.

Полновесный GPU GA104 насчитывает 50 SM-блоков, и не применяется нигде. Ключевая причина – малое количество на 100% годных графических процессоров. По экономическим соображениям, говоря иными словами. В случае RTX 3070 чип GA104 насчитывает 48 активных SM-блоков (5888 CUDA-ядер). В случае RTX 3060 Ti тот же GA104 урезан до 38 SM-блоков, что 4864 CUDA-ядра.

Благодаря новшествам микроархитектуры NVIDIA Ampere (в частности, контроллеры памяти больше не привязаны к с блоками растеризации (ROP), более урезанный графический чип совсем не сказался на подсистеме памяти. Шина памяти осталась 256-битная, объём буфера по-прежнему 8 ГБ, частота микросхем не претерпела изменений – 14 ГГц, и, как итог, общая пропускная способность тоже – 448 ГБ/с. По подсистеме памяти RTX 3060 Ti полностью идентична RTX 3070.

Кратко говоря и забегая наперёд, чип GeForce RTX 3060 Ti на 17,5% меньше, чем у RTX 3070, и фактическая производительность разнится тоже на 15-20% в зависимости от игры/приложения. В этом можно будет убедиться в разделе с тестированием.

Идентичное почти всё позволило NVIDIA и AIB-партнёрам немного схалтурить, и не разрабатывать для Ti-шки новую плату и систему охлаждения, ведь всё уже есть от RTX 3070. Частенько эти платы и системы охлаждения немного упрощены: фазу-другую не распаяют, на одну теплотрубку меньше, и другие подобные финты. Соответственно, собственные RTX 3060 Ti представили просто все AIB-партнёры чипмейкера, и как бы все сразу, но в продаже есть далеко-далеко не все.

Видеокарты Palit показывают великолепную доступность на рынке, конечно, сравнительно с прочими. Цены высоки, но с горем-пополам купить можно. После такой хитрой подводочки переходим к обзору непосредственно Palit GeForce RTX 3060 Ti Dual OC.

Упаковка, комплектация

Коробка Palit GeForce RTX 3060 Ti Dual OC типичная для видеокарт Palit последних лет. Внешне цветастая оболочка из тонкого картона без технических спецификаций, внутри коробка из плотного картона, внутри которой мягкий демпфер:

Какая-либо комплектация отсутствует. Поскольку GeForce RTX 3060 Ti имеет довольно низкий 200-ваттный уровень TDP и довольствуется одним 8-контактным разъёмом дополнительного питания, переходника PCI-E Power в комплекте тоже нет.

Хотелось бы, конечно, к видеокарте за $400 рекомендованных ($800-1000 в нынешних реалиях) получить в довесок хоть что-нибудь, но увы. Впрочем, Dual – самое бюджетное исполнение в ассортименте Palit. Модели StormX не в счёт, там особая «фишка» в ITX-формате. Не здесь искать богатый комплект.

Жаль лишь, что нет кабеля синхронизации подсветки с материнской платой. Он бы действительно пригодился.

Внешний вид, особенности

Palit GeForce RTX 3060 Ti Dual OC – среднебюджетная видеокарта в соответствующем исполнении. При первом взгляде по внешним признакам всё сделано неплохо. Адаптер может похвастаться системой охлаждения на нормальном радиаторе с тепловыми трубками, парой довольно крупных пропеллеров, да и дизайн вполне себе. Глянцевых элементов мало, но всё же есть.

По габаритам адаптер занимает 247 мм в длину, то есть буквально на пару миллиметров выступает за ширину стандартной материнской платы формата ATX, толщина ровно 2 слота расширения. Интересная видеокарта для сборки сравнительно компактных и мощных систем.

Не поскупились на RGB-подсветку, при чем не в виде стыдной пары диодиков. Оригинально подсвечены сотовидные прорези в бэкплейте, а также надпись GeForce RTX сверху на торце.

К сожалению, подсветку нельзя синхронизировать с материнской платой. В отличии от старших моделей от Palit, у RTX 3060 Ti Dual OC нет ни соответствующего кабеля в комплекте, ни разъёма на плате видеокарты. Управлять подсветкой можно только через фирменное ПО Thunder Master. Без дополнительных манипуляций в режиме простоя подсветка обычно зелёная, под нагрузкой синяя. Ещё сильнее адаптер за время тестов не прогрелся.

Зато поскупились на заднюю усилительную пластину. Сам бэкплейт есть, но это так, кожух для платы и место крепления элементов подсветки. Он пластиковый, жесткости толком не даст, термопрокладки устанавливать бесполезно.

Конструктивно предусмотрена возможность открутить кожух системы охлаждения, при этом не снимая радиатор с платы. Увы, такая манипуляция тоже приведёт к потере гарантии, ведь один из винтов на пломбе.

На панели с видеовыходами набор из четырёх разъёмов: три DisplayPort 1.4a и один HDMI 2.1. У всех других видеокарт GeForce RTX 3000-серии аналогичный набор.

На верхней и нижней гранях по две крупных вентиляционных прорези. Во время активной работы из них ощутимо дует нагретым воздухом.

Рассмотрим детальнее систему охлаждения. Трёхсекционный радиатор пронизан тремя 6-мм тепловыми трубками, он целиком никелирован, пайка рёбер к трубкам есть, расположены трубки равномерно. Сделан толково, но тонковат. Секция, свисающая за пределами платы, еще довольно толстенькая, но две другие толщиной с мизинец.

В основании теплораспределительная пластина. Она отводит тепло от графического процессора, всех микросхем памяти и некоторых элементов питания. Дополнительная пластина охлаждает основную часть VRM-узла. Реализация очень красивая и грамотная, но чуть-чуть не дожали. Даже по термопрокладке видно, что прижим слабоват. С дополнительным винтовым креплением в этой области было бы намного лучше.

Радиатор продувается парой 92-мм пропеллеров TaiHui TH9215S2H-PAA04 с током до 0,45 А. По этой маркировке не удалось найти вообще ничего, и на официальной странице Palit дополнительной информации не предоставила. Отмечу лишь, что при малом нагреве вентиляторы полностью останавливаются. В простеньких играх, при просмотре фильмов и подобной нагрузке и почти всегда стоят. Во-вторых, вентиляторы крепятся винтами, а не намертво вделаны в кожух.

Плата NVIDIA GeForce RTX 3060 Ti Founders Edition


Плата Palit GeForce RTX 3060 Ti Dual OC

Печатная плата GeForce RTX 3060 Ti очень компактная – аккурат по размеру слота PCI-Express x16 с защёлкой. Родство с RTX 3070 упростило задачу AIB-партнёрам. RTX 3060 Ti базируется на такой же плате, но не все силовые элементы распаяны. Если у RTX 3070 VRM-узел 10-фазный, то у RTX 3060 Ti он урезан до 8.

Схематика Palit GeForce RTX 3060 Ti Dual OC очень похожа на референс Founders Edition, но вместо 8 фаз на ядро приходится 6, а на память по-прежнему 2 фазы. Питание ядра также обеспечивает контроллер uPI Semiconductor uP9512R, памяти – uPI uS5650Q. Силовые каскады стандартны для RTX 3000 – 50-амперные Alpha & Omega AOZ5311NQI. Пустующие посадочные площадки будут заняты у Palit RTX 3070 Dual OC.

Графический процессор окружён пластиковой рамкой. Это полезная вещь, предотвращающая появление сколов при неаккуратной установке системы охлаждения. Особенно актуально, учитывая лишь 4 точки крепления СО по углам GPU.

Дополнительное питание обеспечивает один 8-контактный PCI-E Power. У NVIDIA GeForce RTX 3060 Ti номинальный уровень TDP 200 Вт, несмотря на приписку “OC” у модели Palit Dual OC лимит такой же. 8-pin PCI-E Power по спецификациям обеспечивает 150 ватт мощности, слот PCI-Express ещё 75 Вт. Запас есть, но не очень большой.

Более на плате Palit GeForce RTX 3060 Ti Dual OC никаких примечательных элементов нет. Две микросхемы VGA-BIOS и соответствующий переключатель, различные дополнительные разъёмы и прочие «оверклокерские плюшки» – это прерогатива моделей подороже.

Тестирование

Рекомендованные NVIDIA частоты работы для GeForce RTX 3060 Ti – 1410-1665 МГц для ядра и 14 ГГц для памяти GDDR6, а лимит TDP (то есть на всю видеокарту) – 200 Вт. В случае OC-версии Palit GeForce RTX 3060 Ti Dual частота работы GPU увеличена до 1695 МГц. +30 МГц от номинала не назвать бодрым заводским разгоном, но будем надеяться на хороший потенциал в ручном режиме. К слову, лимит TDP относительно референса не претерпел изменений, как и частота видеопамяти.

Архитектура NVIDIA Ampere, подобно предшествующей Turing, имеет хитрые механизмы коррекции частот в зависимости от потребляемой мощности и температуры работы. Как следствие фактические частоты могут выходить за заданный «потолок», при чём на продолжительное время. Но обо всём по порядку, и незамедлительно переходим к тестам.

Как обычно начинаем с системы охлаждения и стресс-тестирования в FurMark. Частота графического процессора удерживалась на 1890 МГц, температура – 71 градус при ~2200 об/мин пропеллеров. Адаптер не назвать бесшумным. На фоне система Palit GeForce RTX 3060 Ti Dual OC отчётливо различима.

В 3DMark FireStrike в стоке результат составил 29 783 «попугаев» при средней частоте 1980 МГц (изредка до 2040 МГц), температура – 71-72 °C при ~1900 оборотов вентиляторов в минуту. К сожалению, между прогрузкой тестов видеокарта не успевала остыть насколько, чтобы полностью остановить «карлсоны», и даже перед последним тестом, который загружается дольше остальных.

В режиме ручного разгона результат в FireStrike удалось улучшить до 31 729 баллов. Память с 14 ГГц бодро разогналась до впечатляющих 16,4 ГГц! Samsung-овские микросхемы и новый контроллер памяти видеокарт Ampere дают о себе знать. Графический процессор, грубо говоря, разогнался на +100 МГц. Средняя частота выросла с 1980 МГц до 2085 МГц, пики – до 2175 МГц.

Несмотря на неплохой прирост, поведение системы охлаждения практически не изменилось. Впрочем, неудивительно на фоне неизменного 200-ваттного лимита TDP. Итогом всех манипуляций с разгоном стал 6-процентный прирост производительности. Не шибко много, но чистая «халява» без ощутимого роста потребления и нагрева.

В завершение раздела отмечу, что каких-либо посторонних шумов Palit GeForce RTX 3060 Ti Dual OC не издаёт. Писка дросселей нет.

Тестирование в играх

NVIDIA GeForce RTX 3060 Ti – видеокарта для «народного» разрешения 1920х1080, а также менее «народного», но уже весьма распространённого WQHD (2560х1440). Именно в таких режимах тестирование и проводилось, и дополнительно в паре игр с активным RayTracing.

Borderlands 3 (DX11)

Borderlands 3 базируется на доработанной версии движка Unreal Engine 4. Она может использовать как API DirectX 12, так и DX11. В нашем случае тестировалась DX11-версия.

Assassin’s Creed Odyssey (DX11)

Assassin’s Creed Odyssey использует движок AnvilNext 2.0 от Ubisoft, на котором также базируется предыдущая часть саги о ассассинах, а также Wildlands. Используется API DirectX 11. Игра сильно процессорозависима.

Control (DX12)

Control базируется на совершенно новом движке Northlight от студии Remedy. Игра может использовать как API DirectX 12, так и DX11, также поддерживает трассировку лучей в реальном времени (NVIDIA RTX) и сглаживание DLSS. В нашем случае активен DX12, а RTX и DLSS отключены.

Metro Exodus (DX12)

В основе Metro Exodus лежит эксклюзивный движок 4A Engine, являющийся демонстратором передовых графических технологий. Поддерживается только DirectX 12, а также есть поддержка технологий NVIDIA RTX, DLSS и HairWorks. В этом тесте эксклюзивные технологии NVIDIA деактивированы.

Shadow of the Tomb Raider (DX12)

Игра базируется на усовершенствованной версии движка Foundation от Eidos Montreal. Поддерживается только API DirectX 12.

The Witcher 3 (DX11)

Третья часть саги о похождениях Геральта вышла в 2015, но и по сей день представляет собой вызов для компьютерного «железа». Лежащий в основе движок REDengine 3 был специально разработан для игр с открытым миром. Он использует API DirectX 11 с тесселяцией и рядом эффектов постобработки. Из соображений нейтральности технология HairWorks была отключена.

DOOM Eternal (Vulkan)

Основанная на движке id Tech 7, DOOM Eternal работает исключительно с API Vulkan. Игра великолепно оптимизирована. Стабильно высокий fps показывают все видеокарты даже на предустановке Ultra Nightmare, на которой тестирование и проводилось.

Тестирование с RayTracing

Metro Exodus (DX12), RTX

Control (DX12), RTX

За, против, вердикт

GeForce RTX 3060 Ti очень похожа на RTX 3070, да и роднит их многое. Совершенно идентичная подсистема памяти, одинаковые платы, графические процессоры. 17,5-процентрая разница в количестве CUDA-ядер GPU, выливающаяся в примерно такую же дельту производительности в играх, бенчмарках и приложениях, делает RTX 3060 Ti больше RTX 3070 на минималках, чем RTX 3060 на максималках.

С учётом вышесказанного, вывод в отношении GeForce RTX 3060 Ti идентичен сказанному в обзоре GeForce RTX 3070: отличная сбалансированная видеокарта за интересную цену. Ну, судя по рекомендованным $400 конечно же. “Выбор редакции”.

Что касается конкретно Palit GeForce RTX 3060 Ti Dual OC, эта одна из самых недорогих моделей, представленных на рынке. Все её слабые стороны выливаются из небольшой стоимости. Но их немного, да и некритичные: бэкплейт из пластика (спасибо, что вообще есть), и жаль, что нет возможности синхронизировать подсветку с материнской платой, как у старших моделей Palit.

Приписка “OC” в названии так, для галочки. 30-мегагерцовая надбавка частоты не даст весомого прироста fps, да и стоковый 200-ваттный лимит TDP ограничивает. Тем не менее, на ~5-7% прирост можно рассчитывать, обеспеченный в основном хорошим разгоном памяти GDDR6. В нашем случае она разогналась на +2,4 ГГц, а ядро лишь на ~+100 МГц.

В сухом остатке Palit GeForce RTX 3060 Ti Dual OC – неплохая RTX 3060 Ti без экономии в нехороших местах, по плате вообще без упрощений относительно референса. Амбиций на самую лучшую версию RTX 3060 Ti здесь нет, но и ценник соответствующий. “Разумный выбор” от редакции OCClub.ru.

Хорошо:

Не хорошо:

Exit mobile version