OCClub

XFX Radeon RX 6900 XT Merc 319: обзор. Не вижу повода не выпить

Конец 2020 года выдался особенным. Не потому, что в моей холостяцкой конуре наконец появились двери, а потому, что AMD посягнула на сегмент высокопроизводительных видеокарт. В крайний раз такое было… сходу и не вспомнишь когда. Была, конечно, Radeon VII в 2019, но это предложение нерядовое, вызовом она стала разве что для GTX 1080 Ti/RTX 2070, да и вообще Хуанг не оценил. Как-никак притеснять «зелёных» в топ-сегменте «красные» пытались крайний раз аж в 2015 году c Radeon R9 Fury X, после сосредоточившись на бюджетном и среднем ценовом сегменте.

Тем временем NVIDIA не просто увеличивала разрыв, внедряла новые технологии, но и наглела. Баснословный и неоправданный ценник линейки GeForce RTX 2000, помноженный на несоизмеримую прибавку производительности, был в штыки воспринят компьютерными энтузиастами. От AMD в ответ были Radeon RX 5000 снова в среднебюджетном сегменте, а также обещания. Обещания про “Big Navi”, “убийцу NVIDIA” и конечно же восход солнца завтра. Выполнены они были, но не на 100%: “большой Navi” таки пришёл, в жизненных силах конкурента сомнений нет, ну с солнцем не обманули.

Из пока представленных видеокарт Radeon RX 6800 побеждает GeForce RTX 3070 лишь с оговоркой по части производительности «лучей». RX 6800 XT на 3-7% отстаёт от RTX 3080. А топовая Radeon RX 6900 XT проигрывает до 8% GeForce RTX 3090, но и стоит в полтора раза меньше. Лозунг “зато AMD дешевле” в этом поколении видеокарт не так однозначен, но всё же “большие Navi” выглядит реально конкурентоспособными.

Пристальное знакомство с серией видеокарт Radeon RX 6000 и архитектурой RDNA 2 начнём с конца – с топовой Radeon RX 6900 XT. С рекомендованным ценником $1000, адаптер обещает быстродействие уровня RTX 3090 за $1500. Предыдущий абзац уже «заспойлерил» итог этого противостояния, а последующие расскажут про архитектуру RDNA 2, нововведения, чип Navi 21, и наконец про модель XFX Radeon RX 6900 XT Merc 319 (официальная страница) в деталях. В эфире Олег No1seBR и LEGO для взрослых за 150 000 рублей.

P.S Фрэнк Азор из AMD в сентябре на $10 распижонился, мол AMD крутая, и релиз видеокарт Radeon RX 6000, в отличии от NVIDIA GeForce RTX 3000, точно не будет «бумажным». Фрэнк, ты деньгу человеку то верни, жулик. Карты NVIDIA хоть и с горем пополам, но достать можно. А Radeon RX 6900 XT – вот уж действительно мифическая видеокарта.

Архитектура AMD RDNA 2

AMD использовала архитектуру Graphics CoreNext (GCN) почти 8 лет – с серии Radeon HD 7000 и вплоть до Radeon RX 5000. Переход с GCN на архитектуру RDNA скорее носит революционный, нежели эволюционный характер, поскольку инженеры AMD сильно перелопатили топологию графического процессора. Событие знаковое, но в этом материале уместнее рассказать о новшествах RDNA второго поколения (RDNA 2), чем про разницу GCN и RDNA первой итерации.

Чтобы создать высокопроизводительный графический чип в AMD решили оттолкнуться, внезапно, от соображений энергоэффективности – показателя производительности на ватт. Изначальная цель состояла в увеличении эффективности на 50%, но AMD удалось достичь даже большего. Так для Radeon RX 6800 XT это 54%, для старшей Radeon RX 6900 XT – 65%. Подобные цифры встречались и раньше с новыми поколениями процессоров и видеокарт, но только с переездом на более тонкие техпроцессы. А в случае RDNA 2 и чипов Navi 21 техпроцесс не претерпевал изменений.

Соотношение производительность/ватт возросло в полтора раза по ряду причин. Первая – высокая частота работы, обеспечившая +16%. Здесь стоит сделать отступление и отметить, что Radeon RX 6000 действительно работают на небывалых для видеокарт частотах: 2250 МГц базовых, «буст» до 2,4 ГГц и иногда до 2,5 ГГц. Достичь таких показателей помогли наработки от процессоров Ryzen.

Второе – хитрый механизм оптимизации производительности за счёт снижения частот (Clock Gating, Clock Tree Splitting, Clock Tree Gating) функциональных блоков, которые в данные момент не задействованы. Это дало улучшение на +17%.

Третье – кэш-память Infinity Cache. GPU Navi 21 имеют сравнительно небольшую (как для AMD, и как для адаптеров флагманского класса) 256-битную шину данных и, соответственно, общую пропускную способность памяти – 512 ГБ/с. Для справки, у RTX 3080 это 760 ГБ/с, а у предшествующей Radeon RX 5700 XT немногим меньше – 448 ГБ/с. На узкой шине памяти AMD сэкономила транзисторный бюджет, мощность и тепловыделение (контроллеры памяти горячие и «жрущие»), а с пропускной способностью решила проблему эдаким «читом» – Infinity Cache. Infinity Cache представляет собой буфер ёмкостью 128 МБ между кэшем L2 и основным массивом видеопамяти. По сути, это кэш L3, реализованный в графическом процессоре.

Об удачности и надобности такого решения можно поспорить. Кэш быстрый, значит горячий, судя по слайдам AMD транзисторов «съедает» не меньше, чем привычные контроллеры памяти. Казалось бы, к чему эти танцы с бубном, ведь можно было сделать традиционным походом, сделать 512-битную шину и получить терабайт в секунду пропускной способности? Но по данным AMD смысл есть: если сравнить абстрактные видеокарты с 384-битной шиной и 256-битной + Infinity Cache, то в последнем случае потребление меньше на 10%, а производительность больше вдвое.

XFX Radeon RX 6900 XT Merc 319: обзор. Не вижу повода не выпить

Что правда, на других слайдах уже и трёхкратное преимущество рисуют, и вообще 1664 ГБ/с пропускной способности. Если честно, история Infinity Cache выглядит не как истинный Next-Gen, а как некий вынужденный костыль.

С RDNA 2 AMD реализовала целый ряд новых графических технологий, в числе которых DirectX 12 Ultimate, Mesh Shading, Variable Rate Shading, Sampler Feedback и конечно же RayTracing. Если точнее, реализовали только DX12 Ultimate, а остальное идёт в качестве прилагательного к этому API, ну а на RayTracing стоит остановиться подробнее.

У NVIDIA «лучи» реализованы через интерфейс DXR от Microsoft и выделенные RT-блоки. Схожим образом поступили и AMD, но местные RT-блоки здесь называются RA (Ray Accelerators). У AMD на каждый кластер CU приходится по 1 RA-блоку – 80 RA в случае Radeon RX 6900 XT. Специальные блоки, как заявляется, в 10 раз эффективнее обрабатывают «лучи», чем обычные конвейеры потоковых процессоров. Ray Accelerators обеспечивают расчёт четырёх пересечений за такт, и в том числе не только стандартные эффекты вроде отражений, но и глобальное освещение (Global Illumination) и тени (Ray-traced Soft Shadows).

Важно отметить, что если в играх RayTracing от AMD работает (поскольку реализован через DirectX 12), то в профессиональных приложения нет. Плагин RadeonProRender 3.0 ещё находится в стадии бета-теста и на данный момент работает далеко не везде. В том же Blender с «лучами» рендер не сделать.

Во-вторых, если у NVIDIA есть мощный компенсатор кадровой частоты в виде сглаживания DLSS, то у AMD пока ничего подобного нет. Хуже того, когда Super Resolution (местный аналог DLSS) появится, далеко не факт, что всё будет гладко. Вряд ли разработчики игр захотят тратить силы и время на реализацию обоих технологий, и если DLSS версии 2.0 уже хорош, то первая версия была просто ужасна. За два года NVIDIA проделала немало работы, которая AMD лишь предстоит.

Итого как факт отметим на берегу: RayTracing от AMD хуже, чем от NVIDIA по ряду причин, и дело не только в вычислительной мощности. За два года «лучи» NVIDIA сильно ушли вперёд. Чтоб в будущем повязать чемпионский пояс AMD нужно выпрыгнуть из штанов.

Radeon RX 6900 XT и GPU Navi 21

AMD Radeon RX 6800, RX 6800 XT и флагманскую RX 6900 XT роднит графический процессор Navi 21. Естественно, в разных конфигурациях. Navi 21, как и предшествующие Navi 1X, производится по 7-нм техпроцессу TSMC. Номинально техпроцесс не претерпел изменений, но де-факто некоторые улучшения всё же произошли. В конце концов, в старых маркетинговых слайдах AMD для будущих видеокарт и процессоров указывался 7 нм+.

Navi 21 имеет площадь 519,8 мм2, 26,8 миллиарда транзисторов и плотность транзисторов 42,65 MT/мм². Если провести параллели с чипом NVIDIA GA102 (RTX 3090 и RTX 3080), налицо небольшое превосходство 7 нм TSMC над 8 нм Samsung. GA102 имеет площадь 628,4 мм², 28 млрд «транзюков» и 44,56 MT/мм² плотность. С другой стороны, у NVIDIA есть GPU GA100 (применяется только в Tesla A100) на новой архитектуре Ampere, но выполненный по 7 нм техпроцессу TSMC. У GA100, внезапно, плотность выше аж в полтора раза – 65,37 MT/мм².

GPU Navi 21. Источник изображения: Techpowerup

В общем, 7 нм TSMC рознь 7 нм TSMC, как бы это абсурдно не выглядело, а по части применяемых техпроцессов в игровых видеокартах оба чипмейкера находятся +- на одном уровне.

Но вернёмся конкретно к Navi 21. Чип состоит из 4 кластеров Shader Engine, каждый из которых насчитывает 10 Compute Engine (CU), в каждом из которых 64 потоковых процессоров и 4 текстурных блока. Если сказать очень грубо, Navi 21 представляет собой два Navi 10 в одном пакете, но урезанной шиной памяти. Хотя, скорее видоизменённой, про что в предыдущем разделе.

Полновесная версия, применяемая в Radeon RX 6900 XT, имеет все 80 активных CU. Соответственно, 5120 потоковых процессоров, 320 текстурных блоков и 128 блоков растеризации. Отмечу, что это именно полновесная версия – чип активен на 100%. Даже несколько странно, что AMD его не урезала чуть-чуть из экономических соображений. По-видимому, техпроцесс TSMC уже хорош настолько, что способен выдавать сложные, крупные, и при этом на 100% годные чипы.

Ну а те, что вышли не полностью работоспособными, AMD устанавливает в Radeon RX 6800 и её XT-модификацию. В первом случае отключено 20 CU (активны 3440 ПП, 240 текстурных блоков и 96 ROP), во втором – отключено 8 CU (остаются активны 4608 ПП, 288 текстурных, но все 128 блоков рендеринга).

Как упоминалось в предыдущем разделе, одним из ключевых новшеств архитектуры RDNA 2 стали блоки Ray Accelerators, отвечающие за трассировку лучей в реальном времени. Каждый CU имеет по одному RA-блоку. Итого у AMD Radeon RX 6900 XT их 80 единиц. Конечно, от RT-ядер NVIDIA они сильно отстают.

Все три адаптера Radeon RX 6000 получили по 16 ГБ видеопамяти GDDR6 с частотой работы 16 ГГц и скромную 256-битную шину памяти. Сравнительная небольшая пропускная способность подсистемы видеопамяти компенсируется кэшем Infinity Cache (по сути, это кэш L3). Он сопрягается с кэшем L2 по огромной 1024-битной шине и работает при вариативной частоте до 1,94 ГГц.

В завершение раздела пару слов о работе видеокарт в тандеме – про поддержку CrossFire. Официально Multi-GPU режим не поддерживается с прошлого поколения видеокарт, но работает (но бессмысленный). С Radeon RX 6000 ситуация схожа. CrossFire работает только в играх, созданных при поддержке AMD (как минимум в Deus Ex: Mankind Divided, Rise of the Tomb Raider, Strange Brigade и Sniper Elite 4). Прирост производительности наиболее заметен с ростом разрешения, достигает 57% максимум, подробнее здесь. Но в целом овчинка выделки не стоит – как обычно с Multi-GPU это и бывает.

И на этом моменте плавно переходим от части теоретической к практической – к XFX Radeon RX 6900 XT Merc 319.

Упаковка, комплектация

Американская компания XFX уже много лет упаковывает видеокарты в коробку нетипичной формы. Точнее, это всё тот же параллелепипед, но куда более скромных габаритов. Дизайн с сочетанием красного и чёрного, прямо отсылающий к бренду Radeon, выглядит привлекательно.

С оборотной стороны во всю красу XFX Radeon RX 6900 XT Merc 319 изображена спереди и сзади, перечислены основные «фишки» архитектуры RDNA 2 и вообще видеокарт AMD.

Производитель рекомендует использовать как минимум 850-ваттный блок питания. XFX сильно перестраховываются. Radeon RX 6900 XT характеризуется 300-ваттным уровнем TDP, столько и потребляет в самых тяжелых режимах. Качественного 600-ваттника будет с головой.

Комплект поставки совсем не радует. Есть лишь инструкция пользователя и рекомендация скачать драйвера с официального сайта XFX или AMD.

К такой 340-мм «дуре» не лишней была бы подпорка во избежание прогиба, да и вообще к видеокарте за $1000 рекомендованных и $2000 фактических хотелось бы чего-нибудь эдакого. AMD вот к референсу хотя бы чехол даёт и фирменный кейкап для механической клавиатуры.

Внешний вид, система охлаждения, плата

Начать сказ за XFX Radeon RX 6900 XT Merc 319 стоит с упоминания того, насколько же это огромная видеокарта. Три полноценных слота расширения в толщину, 140 мм высоты, баснословное 340 мм в длину и 1,8 кг массы – это один из самых больших адаптеров. В том числе учитывая двухчиповые решения, редко превышающие 310 мм. Она по всем фронтам крупнее и тяжелее, чем GeForce RTX 3090, признанная видеокартой-мастодонтом.

Эталоном внешнего вида видеокарты я всегда считал XFX R9 280X Double Dissipation. На фоне повсеместного закоса под геймерность это практически жемчужина среди однотипных вариаций того же самого. В дизайне XFX Radeon RX 6900 XT Merc 319 узнаются черты той самой Double Dissipation, но в куда более навороченным, детализированном и интересном виде. Кожух целиком из металла (алюминий)! Забегая наперёд отмечу, что внешний вид – отнюдь не единственное её достоинство.

С обратной стороны установлена усилительная пластина. При взгляде сзади хорошо видно, что система охлаждения чуть крупнее платы и одна из секций радиатора продувается насквозь.

Бэкплейт не только для красоты и завершенности внешнего вида. Также от принимает участие в охлаждении, отводя тепло от обратной стороны компонентов VRM-узла, графического процессора, всех микросхем памяти, некоторых контроллеров. Прокладки, правда, можно было положить и потоньше. Установленные 3-мм местами сильно продавлены.

Также обращу внимание на количество точек крепления основного радиатора, коих суммарно 9 штук. 4 по углам GPU – это понятно, но также дополнительные места в области двух зон силового узла. Это и прижим обеспечит хороший, и конструкционно это грамотно (поскольку VRM-узел охлаждается от основного большого радиатора, а не какого-то там рудимента), и дополнительную жёсткость конструкции обеспечит.

Лого Radeon на верхнем торце конечно же подсвечивается. Это единственная зона подсветки.

На панели с видеовыходами расположены два DisplayPort 1.4, один новомодный HDMI 2.1, и внезапно USB Type-C в режиме VirtualLink. Последний я считаю абсолютно лишней тратой денег на разъём, дополнительный контроллер от Cypress Semiconductor, на выплаты роялти. В NVIDIA, отказавшейся от него при переходе с RTX 2000 на RTX 3000, считают также. Да и вообще интерфейс VirtualLink умер, не успев пожить.

В случае Radeon RX 6900 XT он может работать в режиме проброса как видеовыход DisplayPort, может как обычный порт USB 3.2 Gen 2×1 (10 Гбит/с), также может обеспечить 27 Вт мощности. Но видеокарте он не как котику сметанка, а как собаке пятая нога.

Система охлаждения состоит из двухсекционного очень массивного радиатора, трёх пропеллеров, ну и отчасти задней усилительной пластины. Основной радиатор по совместительству единственный. Каких-либо дополнительных теплоотводов нет.

«Радик» пронизан 7х 6-мм тепловыми трубками. На правую секцию приходятся уже только 5 трубок. Расположение в теле стека адекватное, равномерное. Охладитель целиком покрыт никелем. Есть обработка кромок, есть пайка трубок к рёбрам. Рёбра направлены вертикально, благодаря чему радиатор продувается лучше, но весь нагретый воздух остаётся внутри корпуса.

В основании медная теплораспределительная пластина. Она отводит тепло от графического процессора и микросхем памяти. Дополнительные площадки, также выполненные из меди, охлаждают компоненты VRM-узла. Конструкция правильная, качество исполнения радиатора просто высочайшее. Тот случай, когда лучше сделать нельзя.

Радиатор продувается тремя пропеллерами. Два боковых имеют диаметр 100 мм, центральный – 90 мм. Все они базируются на двойном шарикоподшипнике.

На официальной странице XFX рассказывает про снижение нагрева от меньшего трения, но истинное преимущество такого подшипника – огромный ресурс наработки. Он надёжнее гидродинамического. К слову, в самом названии XFX Radeon RX 6900 XT Merc 319 зашита небольшая «пасхалка»: 3 вентилятора, 100 мм и 90 мм. При малом нагреве вентиляторы полностью останавливаются.

На плате закреплена довольно толстая рама из алюминия. Она предназначена только для обеспечения конструкции дополнительной жёсткости, что при учёте 340-мм длины совсем не лишнее.

Адаптер базируется на плате частично альтернативного дизайна. По сути, это референсная плата, усиленная дополнительными фазами питания для графического процессора. Если референс насчитывает суммарно 16 фаз (13+3), то у XFX Radeon RX 6900 XT Merc 319 их 19 единиц (16+3). Питанием GPU управляет один дорогой 16-канальной контроллер Infineon XDPE132G5D, памяти – 3-фазный International Rectifier IR35217. На DrMOS сборках тоже не сэкономили. Поголовно везде применяются 70-амперные DrMOS-сборки International Rectifier TDA21472.

Питание реализовано очень «бохато», с большим запасом. Что правда, здесь не столько заслуга XFX, сколько AMD. Все эти компоненты были заложены AMD в референсный дизайн (плата D412). XFX лишь добавили три фазы.

Дополнительное питание обеспечивает пара 8-контактных разъёмов PCI-E Power. В совокупности со слотом PCI-Express они могут обеспечить 375 Вт мощности. Для 300-ваттного стокового TDP Radeon RX 6900 XT с изрядным запасом.

16 гигабайт видеопамяти GDDR6 набраны восемью чипами от Samsung (K4ZAF325BM-HC16). По каталогу чипмейкера эти чипы рассчитаны на работу при 16 ГГц, и при 16 ГГц в составе XFX Radeon RX 6900 XT Merc 319 они и работают. Пока ни один AIB-партнёр AMD не представил OC-версию с заводским разгоном видеопамяти.

Среди прочего на плате есть две микросхемы VGA-BIOS и соответствующий переключатель в районе разъёмов питания. В двух BIOS разные предустановки. В первом – референсные значения частот от AMD. Во втором – оверклокерский BIOS с увеличенными частотами.

Подведём промежуточный итог. В плане исполнения к XFX Radeon RX 6900 XT Merc 319 нет вопросов. Толстый, отлично выполненный радиатор, грамотная реализация охлаждения буквально всего, подход “термопрокладки везде, где только можно” – всё отлично. Плата, построенная в общем-то по лекалам AMD, усилена на 3 фазы, хотя и изначальный дизайн AMD на 70-амперных сборках с дорогущим контроллером от Infineon для 300-ваттного TDP несколько даже избыточен.

Тестирование

Частотная формула для видеокарт Radeon RX 6900 XT имеет вид 1815/2015/2250 МГц в состояниях Base/Game/Boost. Частоты работы свыше 2 ГГц AMD достигла рядом архитектурных улучшений, про что в соответствующем разделе. В свою очередь XFX Radeon RX 6900 XT Merc 319 функционирует при 1925/2105/2340 МГц. Базовую и boost-частоту XFX увеличила на 4% и 6%. Память функционирует при стоковых 16 ГГц.

«Буст» до 2340 МГц – один из самых высоких показателей среди всех Radeon RX 6900 XT. Большинство моделей работают в пределах 2300 МГц. Только лучшие нереференсы работают при 2340 МГц. Быстрее XFX Merc 319 только ASUS ROG Strix и Sapphire Toxic Limited Edition, функционирующие при 2365 МГц.

Вообще де-факто даже стоковая Radeon RX 6900 XT способна поднимать частоту свыше 2,5 ГГц по ядру. Но в таких режимах GPU способен работать только при слабой нагрузке, когда нет упора в общий лимит мощности.

В драйвере Radeon Adrenalin появился пункт “ярость” (Rage Mode). Это эдакий небольшой авторазгон, увеличивающий производительность на пару процентов. Именно в этом режиме всё последующее тестирование и проводилось.

Система охлаждения XFX Radeon RX 6900 XT Merc 319 получилась очень хорошей. В стресс-тестирование в FurMark графический чип прогрелся максимум до 72 градуса, при том система охлаждения была задействована лишь на 34% (~1150 об/мин). Учитывая 300-ваттный уровень TDP, это просто восхитительный показатель. К слову, референс RX 6900 XT в этом же тесте разогревается до 79-80 градусов при ~1650 об мин. Уровень шума можно охарактеризовать как ниже среднего. Частота стабилизировалась на 2194 МГц.

 

В бенчмарках 3DMark Fire Strike и Fire Strike Extreme адаптер набрал 27 587 и 49 427 баллов соответственно. Температура не превышала 70 градусов. Стоит отметить частоту работы стабильно выше 2,4 ГГц с «прострелами» до 2,5 ГГц.

Radeon RX 6900 XT имеют жёстко фиксированный лимит TDP – 300 Вт. Абсолютно все нереференсы ограничены 300-ваттами. Это, похоже, политика AMD такая. NVIDIA, напротив, допускает увеличение рамок TDP, что положительно сказывается на разгоне. Справедливости ради, «нерефов» RX 6900 XT представлено мало, и пока окончательные выводы делать рано.

300-ваттный лимит душит RX 6900 XT, но позволяя мощно разогнаться, хотя к этому предрасполагает и чрезвычайно мощная плата, и система охлаждения. Предел энергопотребления можно увеличить на 15% (видимо, до 345 Вт). Параллельно увеличив верхнюю границу частоты до 2800 МГц и нижнюю до 2400 МГц, по поведению GPU не изменилось ровным счётом ничего. Неудивительно на фоне и так топового разгона модели XFX Merc 319.

Чипы памяти Samsung изначально рассчитаны на 16 ГГц, при 16 ГГц в составе RX 6900 XT и работают, надежды на лёгкий разгон не дают. Тем не менее, их удалось разогнать до 17,2 ГГц, увеличив пропускную способность памяти с 512 ГБ/с до 550,4 ГБ/с.

Итогом разгона стал 50 441 балл в Fire Strike Extreme и 27 872 «попугая» в Fire Strike – 2% прироста в лучшем случае – не стоит даже мучать.

Младшая Radeon RX 6800 не разгоняется никуда из-за резкого ограниченного лимита мощности, средняя Radeon RX 6800 XT разгоняется великолепно, поскольку, по сути, это придушенная RX 6900 XT, но только частотами, а лимит TDP всё те же 300 Вт. Непосредственно RX 6900 XT без заводского разгона разгоняется достойно, но у приличных нереференсов из GPU уже всё «выжато».

Неприятно удивило наличие писка дросселей. Что странно, он появляется только в тяжелых сценах в играх, а в синтетических бенчмарках нет. В том же FurMark дроссели не пищат.

К слову, подключение к интерфейсу PCI-E 4.0 «профита» не несёт, как и в случае любой другой видеокарты.

Тестирование в играх

Radeon RX 6900 XT – видеокарта класса high-end, бессмысленная для разрешение меньшего, чем хотя бы WQHD (2560х1440). Поэтому тестирование проводилось только в WQHD и 4К (3840х2160), а также дополнительно в паре игр с активной трассировкой лучей.

Borderlands 3 (DX11)

Borderlands 3 базируется на доработанной версии движка Unreal Engine 4. Она может использовать как API DirectX 12, так и DX11. В нашем случае тестировалась DX11-версия.

Assassin’s Creed Odyssey (DX11)

Assassin’s Creed Odyssey использует движок AnvilNext 2.0 от Ubisoft, на котором также базируется предыдущая часть саги о ассассинах, а также Wildlands. Используется API DirectX 11. Игра сильно процессорозависима.

Control (DX12)

Control базируется на совершенно новом движке Northlight от студии Remedy. Игра может использовать как API DirectX 12, так и DX11, также поддерживает трассировку лучей в реальном времени (NVIDIA RTX) и сглаживание DLSS. В нашем случае активен DX12, а RTX и DLSS отключены.

Metro Exodus (DX12)

В основе Metro Exodus лежит эксклюзивный движок 4A Engine, являющийся демонстратором передовых графических технологий. Поддерживается только DirectX 12, а также есть поддержка технологий NVIDIA RTX, DLSS и HairWorks. В этом тесте эксклюзивные технологии NVIDIA деактивированы.

Shadow of the Tomb Raider (DX12)

Игра базируется на усовершенствованной версии движка Foundation от Eidos Montreal. Поддерживается только API DirectX 12.

The Witcher 3 (DX11)

Третья часть саги о похождениях Геральта вышла в 2015, но и по сей день представляет собой вызов для компьютерного «железа». Лежащий в основе движок REDengine 3 был специально разработан для игр с открытым миром. Он использует API DirectX 11 с тесселяцией и рядом эффектов постобработки. Из соображений нейтральности технология HairWorks была отключена.

DOOM Eternal (Vulkan)

Основанная на движке id Tech 7, DOOM Eternal работает исключительно с API Vulkan. Игра великолепно оптимизирована. Стабильно высокий fps показывают все видеокарты даже на предустановке Ultra Nightmare, на которой тестирование и проводилось.

Тестирование с RayTracing

Metro Exodus (DX12), RTX

Control (DX12), RTX

За, против, вердикт

Сперва подведём выводы касательно Radeon RX 6900 XT в целом, а после про XFX Radeon RX 6900 XT Merc 319 в частности.

Видеокарты AMD Radeon RX 6000 и архитектура RDNA 2 – это прорыв для AMD. Наконец «красные» видеокарты смогли бросить вызов изделиям конкурента в высшем ценовом сегменте. Что ещё более важно, AMD за не счесть какие количество лет не просто догнала NVIDIA по показателю производительность ватт, а обогнала её. Архитектура RDNA 2 эффективнее, чем NVIDIA Turing. Конечно, применяются разные техпроцессы, но фактическая плотность транзисторов у AMD Navi 21 и NVIDIA GA102 почти не отличается – 42,65 MT/мм² и 44,56 MT/мм².

Разобравшись с эффективностью, переходим к производительности. Radeon RX 6900 XT уверенно превосходит RTX 3080, но лишь на пару процентов, а оказать соперничество RTX 3090 не может. Отставание от флагмана NVIDIA при разрешении WQHD составляет в среднем 6%, в 4К – на 8%… пока дело не доходит до трассировки лучей. Здесь RX 6900 XT может оказать конкуренцию только первой итерации «лучей» от NVIDIA, зачастую соперничая с адаптерами уровня RTX 2070 Super/RTX 2080.

Собственно, положение видеокарт AMD и NVIDIA идеально отражено в рекомендованных ценах. За Radeon RX 6900 XT просят $1000 рекомендованных, за RTX 3090 – $1500. Последняя чуть быстрее, но дороже, сильно громче, потребляет гораздо больше и куда больше шумит. Сравнительно с RTX 3080: выше производительность, меньше шумит, меньше греется, меньше потребляет, стоит также, проигрывает при RTX ON – вот и вся любовь джентльмены.

При всём вышесказанном, Radeon RX 6900 XT – не тот продукт, который стоит покупать. Как RTX 3090 является выбором неграмотным, так и Radeon RX 6900 XT. Это неоптимальная модель, призванная показать, что AMD «стронг!». Отличный выбор – это предфлагманская Radeon RX 6800 XT. В стоке она всего на 5% медленнее топовой версии, но показывает просто чудеса в разгоне, а оценена в $700. Radeon RX 6900 XT – это “Особое решение”.

Хорошо:

Не хорошо:

 

Что касается непосредственно исполнения Merc 319 от XFX, это просто лучшее исполнение. Но не из тех, что побывали у OCClub.ru, а из тех, что в целом видели участники нашей редакции с суммарным «железячным» опытом под 100 лет. Довольно часто в моих обзорах говорится что-то в стиле “вот тут можно было сделать грамотнее, здесь 2 копейки сэкономили, а здесь просто дичи наворотили”. XFX Radeon RX 6900 XT Merc 319 сделана ну просто восхитительно, идеальная видеокарта. Это больше похоже на какой-то Special Edition с ограниченным тиражом в 1000 штук и ценой, которую легко спутать с номером телефона, а не на рядовой продукт с ценником, не отличающимся от других нереференсных RX 6900 XT (по идее на $150 больше рекомендованной). “Это реально лучшая из видеокарт, что я держал в руках” – прямая цитата нашего главного редактора.

XFX Radeon RX 6900 XT Merc 319 – это как Seasonic-овский блок питания PRIME Titanium, это как кулер Noctua, как СЖО от EK, как Феррари от мира автомобилей. И я отдельно отмечу: нет, XFX мне не заплатили, и вообще образец был возвратный.

Без недостатков, конечно, всё же не обошлось. 340-мм длина ограничивает применение адаптера только просторным корпусами. В играх в тяжелых сценах есть писк дросселей, а вот в FurMark, внезапно, нет. Впрочем, это не вина XFX, не экономия. Это актуально для любой RX 6900 XT, и для любой RTX 3090. Не справляются дроссели с частотой свыше 2 ГГц и мощностью 300+ Вт без вибраций сердечника, увы.

Но шумовые характеристики, дизайн, материалы (кожух целиком из алюминия!), конструкция – всё это выше всяких похвал. XFX Radeon RX 6900 XT Merc 319 делали не маркетологи, как сейчас стало модно. Merc 319 делали инженеры. “Выбор редакции”.

Хорошо:

Не хорошо:

Exit mobile version