OCClub

ASUS GeForce RTX 3070 ROG Strix OC: обзор. Чемпионская RTX 3070

В текущей ситуации на рынке видеокарт, продолжающейся уже добрых полгода, «железячным» ресурсам не остаётся ничего иного, кроме теоретического ознакомления публики с тем, что может быть через год начнёт покупаться не для конвертации киловатт в «эфир». В этом эпизоде ознакомимся с одной из самых дорогих GeForce RTX 3070 – моделью ASUS GeForce RTX 3070 ROG Strix OC.

ASUS GeForce RTX 3070 ROG Strix OC выделяется среди конкурентов не только рекомендованной ценой, традиционно высокой для ROG-серии, ещё более высокой с января, и ещё более высокой с апреля. «Фишка» этой модели в рабочих частотах, достигающих 1935 МГц. Напомню, для RTX 3070 рекомендованная частота равна 1725 МГц. Лишь 4 модели RTX 3070 в абсолютном исчислении преодолевают планку в 1900 МГц: это MSI Suprim и Suprim X (по 1920 МГц), и, собственно, ASUS ROG Strix OC и её белая версия, функционирующие при царских 1935 МГц. Да, разница невелика, но по факту уже «на берегу» она выглядит как чемпионская RTX 3070.

Без растягиваний котов за хвосты и быков за рога к делу: OCClub.ru на ваших экранах и Олег No1seBR с обзором ASUS GeForce RTX 3070 ROG Strix OC (официальная страница). Это «жирнющее», дорогущее исполнение, которое, впрочем, не лишено недостатков.

Упаковка, комплектация

ASUS GeForce RTX 3070 ROG Strix OC: обзор. Чемпионская RTX 3070

Адаптер поставляется в довольно крупной коробке, где немного от ASUS, но немного и цветов NVIDIA. В нашем случае рассматривается OC-версия с заводским разгоном, что отражено пометкой “OC Edition”.

Упаковка стандартная: внешне цветастый кожух из тонкого картона, внутри бокс из плотного картона. Адаптер лежит в мягкой форме и антистатическом пакете.

ASUS GeForce RTX 3070 ROG Strix OC даже получила небольшой комплект поставки. Из интересного есть пара фирменных стяжек-липучек, которые пригодятся при кабель-менеджменте, а также брелок-линейка, украшенная символами из области электрофизики. Не слишком, но всё же более приятные и полезные вещи, чем крейсер Аврора для World of Warships и купон на 20% скидки на оплётку CableMod, коими сопровождались ASUS-овские видеокарты ранее.

Внешний вид, система охлаждения, плата

ASUS GeForce RTX 3070 ROG Strix OC сразу же производит впечатление дорогой и мощной видеокарты. Благородная серо-чёрная расцветка; без малого 1800 грамм массы и габариты (319 х 140 х 58 мм), почти не уступающие стандартному силикатному кирпичу; кожух с металлическими вкраплениями; вентиляторы Axial-Tech с соединяющей лопасти кольцевой рамкой – все смотрится хорошо.

В последние годы дизайнеры ASUS полюбили «зашивать» в дизайн эдакие пасхалки в виде координат. Делает их, похоже, некий очень патриотичный тайванец, поскольку все они ведут на Тайвань. У материнской платы ROG Strix Z490-E Gaming координаты вели на головной офис ASUS на Тайване. Координаты на линейке из комплекта рассматриваемой видеокарты (25°07’29.5″N 121°28’15.6″E) туда же. На кожухе непосредственно видеокарты (25°07’29.4″N 121°28’16.1″E) – на здание Pegatron – дочерней компании ASUS, которая занимается производством различной электроники для самой ASUS и не только. Короче говоря, на видеокарте написано, где она «родилась».

С оборотной стороны есть усилительная пластина. В отличии от того, что понаписали авторы в некоторых обзорах, бэкплейт здесь металлический. Снять его “могут не только лишь все, мало кто может это делать”. Использовав приём “50 оттенков пшёлотсюдава”, ASUS частично прикрутили бэкплейт на антивандальные винты под шлиц TorX. Но всё же его можно снять без потери гарантии.

Бэкплейт не только для красоты и защиты платы от механических повреждений. Он прямым образом участвует в отведении тепла, контактируя с рядом элементов через термопрокладки. В частности, снимается тепло с тыльной стороны платы в области микросхем памяти и узла питания. К сожалению, термопрокладки текут, что отчётливо видно на фото выше.

Без RGB-подсветки, конечно же, не обошлось.

Набор видеовыходов ASUS GeForce RTX 3070 ROG Strix OC расширен относительно стандартного для RTX 3070. Если референс Founders Edition имеет 4 видеовыхода (3x DisplayPort 1.4a и 1х HDMI 2.1), то у модели ASUS их 5 – был добавлен ещё один HDMI 2.1. Ну и зачем?! Всё равно больше 4 мониторов не поддерживаются.

К тому же, а знаете почему DisplayPort-ов всегда больше, чем HDMI? DisplayPort – бесплатный стандарт, а в случае HDMI за каждый распаянный порт плати роялти. Проще говоря, пятый видеовыход для RTX 3070 столь же полезен, как собаке пятая нога. Зря только бюджет потратили.

Система охлаждения представлена массивным двухсекционным радиатором на 7х 6-мм теплотрубках. Радиатор – моё почтение. Такое чувство, будто Noctua делала. Целиком никелирован, в основании медная подложка, трубки к рёбрам припаяны. Полировка основания просто в зеркало. Не просто редкий, очень редкий процессорный кулер может похвастаться столь качественным радиатором. Обратите внимание, что он крепится на 6 точек, а не 4, что практически необходимость с учетом 319-мм длины и массы радиатора отдельно свыше 1100 грамм.

Основной радиатор охлаждает только часть узла питания. Вторая часть охлаждается от площадки с небольшим оребрением, являющейся частью рамы платы.

Продувается радиатор тремя 95-мм пропеллерами. Боковые 11-лопастные с вращением по часовой стрелке, центральный 13-лапастной вращается в обратную сторону. По утверждениям ASUS, такой подход уменьшает завихрения, позволяя радиатору лучше продуваться, из-за чего «карлсоны» могут вращаться медленнее. Их маркировки идентичные: Champion CF1010U12S с электрическими параметрами 12 В, 0,45 А.

Стоит отдельно отметить, что при температуре графического процессора менее 55 градусов вентиляторы полностью останавливаются.

Теперь переходим к печатной плате. ASUS GeForce RTX 3070 ROG Strix OC базируется на плате полностью альтернативного дизайна с усиленной схемой питания и некоторыми «плюшками». Как уже упоминалось, узел питания разбит на два.

Его основная часть расположена справа, охлаждается от основного радиатора, насчитывает 8 фаз, которые питают только графический чип.

Дополнительная слева, охлаждается от рамки платы, имеет 2х 3 фаз, питает как чип, так и память. В частности, на чип выделены 4 фазы, на память 2.

Итого на GPU приходится 14 фаз на 60-амперных сборках Texas Instruments CSD95481RWJ под управлением 10-канального контроллера Monolithic Power Systems MP2888A и ещё 4 каналами управляет uPI Semiconductor uP9512Q, на память 2 фазы на силовых каскадах ON Semiconductor NCP303151 (50 А) с ещё одним контроллером uP9512Q. Для сравнения, у референса VRM-узел суммарно 11-фазный. Дополнительное питание обеспечивает пара 8-контактных разъёмов.

Память набрана восемью чипами Samsung K4Z80325BC-HC14 – абсолютно неудивительно, ведь у всех RTX 3070 именно такие микросхемы памяти GDDR6. Напомню, память охлаждается как от основного радиатора, так и дополнительно от тыльной пластины.

Из прочих особенностей на текстолите есть пара 4-pin разъёмов для корпусных вентиляторов. На мной взгляд они не особо полезны, учитывая количество таких разъёмов у современных материнских плат. К тому же, исполнение ROG Strix OC имеет такую избыточно мощную систему охлаждения, что дополнительный обдув вряд ли потребуется.

Вторая особенность – две микросхемы UEFI-BIOS, в которых зашиты разные настройки с говорящими за себя названиями Performance и Quiet. Предустановки отличаются, про что уже в следующей главе.

Тестирование

Рекомендованные частоты работы NVIDIA GeForce RTX 3070 равны 1500-1725 МГц для графического процессора и 14 ГГц GDDR6-эффективных для видеопамяти с лимитом TDP 220 Вт.

Как упоминалось в вступительной части, ASUS GeForce RTX 3070 ROG Strix OC выделяется среди конкурентов самым большим заводским разгоном GPU – до 1935 МГц (+12,1%) если активировать Game Mod в утилите GPU Tweak II, и 1905 МГц без GM. Лимит мощности увеличен до 260 Вт. К слову, вручную его можно поднять до огромных 350 Вт.

BIOS 1

BIOS 2

На плате видеокарты две микросхемы VGA-BIOS с “тихим” и “производительным” режимом. Они не отличаются в плане частот работы, но отличаются кривой вращения вентиляторов. При тестировании в первом режиме чип прогрелся до 58 градусов при 61% оборотов вентиляторов, во втором – до 61 градуса при 55%, а также на 10 ватт изменилось потребление. В целом, разница неощутима. Всё дальнейшее тестирование проводилось в производительном режиме.

BIOS 1

BIOS 2

На основе вышеприведённых графиков можно сделать выводы по системе охлаждения. ~60 °C при ~60% оборотов вентиляторов и реальном потребление под 250 ватт – великолепное соотношение. Кулер сделан с огромным запасом. В целях унификации ASUS использует такую же систему охлаждения в старших RTX 3080 и RTX 3090 серий ROG Strix, потребление которых намного больше. Для RTX 3070 это даже избыточно мощное охлаждение.

В полностью стоковом режиме в 3DMark Fire Strike, имитирующем в наших тестах повторяемую игровую нагрузку, реальная частота работы адаптера оказалось даже больше обещанных 1935 МГц. Частота стабильно держалась на 1980 МГц. Вентиляторы успевали раскрутиться лишь вполовину, удерживая те же 60 °C. ASUS GeForce RTX 3070 ROG Strix OC в стоке набрала 34 384 балла.

Хотя рассматриваемая видеокарта и получила самый большой разгон среди одноклассников, не проверить дальнейший потенциал столь мощной платы непозволительно. Честно признаться, я думал, что всё «выжато» до нас, и в лучшем случае можно рассчитывать на пару десятков мегагерц, но ASUS удивила.

В ручном режиме частоту графического процессора удалось увеличить до 2145 МГц, но всё же большую часть времени он работал при 2130 МГц. Память тоже отлично разогналась – с 14 ГГц до 16,7 ГГц.

Итогом этих манипуляций стали 37 423 балла в Fire Strike, что на 8,8% больше, чем в полном стоке, а в стоке ASUS GeForce RTX 3070 ROG Strix OC примерно на 5% быстрее RTX 3070, работающих без заводского разгона. Судя по показаниям MSI Afterburner, система охлаждения не ощутила увеличенное тепловыделение.

А вот в FurMark уже ощутила. Если в стоке было 58°C при 61% оборотов, то в разгоне уже 62°C при 67%.

Стоит отдельно отметить, что ни в «фуре», ни в синтетических бенчмарках, ни в играх с высоким/низким fps от видеокарты не было посторонних шумов.

Ну а финальный вердикт подведём после тестирования в играх, но в общем-то и на данном этапе уже всё понятно

Тестирование в играх

GeForce RTX 3070 – слишком мощная видеокарта для «народного» разрешения 1920 х 1080, да и непосредственно чипмейкер приводил результаты тестов как минимум в 2560 х 1440. В нашем случае тестирование проводилось при разрешении QWHD (2560 х 1440) и 4К (3840 х 2160), и дополнительно с активным RayTracing в паре игр.

Стоит отметить, что в текущих реалиях 8-гигабайтного видеобуфера в красивых играх при 4К-гейминге ещё достаточно, пусть уже не во всех. В будущих играх 2021-2022 года он уже станет ограничивающим фактором.

Borderlands 3 (DX11)

Borderlands 3 базируется на доработанной версии движка Unreal Engine 4. Она может использовать как API DirectX 12, так и DX11. В нашем случае тестировалась DX11-версия.

Assassin’s Creed Odyssey (DX11)

Assassin’s Creed Odyssey использует движок AnvilNext 2.0 от Ubisoft, на котором также базируется предыдущая часть саги о ассассинах, а также Wildlands. Используется API DirectX 11. Игра сильно процессорозависима.

Control (DX12)

Control базируется на совершенно новом движке Northlight от студии Remedy. Игра может использовать как API DirectX 12, так и DX11, также поддерживает трассировку лучей в реальном времени (NVIDIA RTX) и сглаживание DLSS. В нашем случае активен DX12, а RTX и DLSS отключены.

Metro Exodus (DX12)

В основе Metro Exodus лежит эксклюзивный движок 4A Engine, являющийся демонстратором передовых графических технологий. Поддерживается только DirectX 12, а также есть поддержка технологий NVIDIA RTX, DLSS и HairWorks. В этом тесте эксклюзивные технологии NVIDIA деактивированы.

Shadow of the Tomb Raider (DX12)

Игра базируется на усовершенствованной версии движка Foundation от Eidos Montreal. Поддерживается только API DirectX 12.

The Witcher 3 (DX11)

Третья часть саги о похождениях Геральта вышла в 2015, но и по сей день представляет собой вызов для компьютерного «железа». Лежащий в основе движок REDengine 3 был специально разработан для игр с открытым миром. Он использует API DirectX 11 с тесселяцией и рядом эффектов постобработки. Из соображений нейтральности технология HairWorks была отключена.

DOOM Eternal (Vulkan)

Основанная на движке id Tech 7, DOOM Eternal работает исключительно с API Vulkan. Игра великолепно оптимизирована. Стабильно высокий fps показывают все видеокарты даже на предустановке Ultra Nightmare, на которой тестирование и проводилось.

Тестирование с RayTracing

Metro Exodus (DX12), RTX

Control (DX12), RTX

За, против, вердикт

Единственная претензия, которую можно выдвинуть к ASUS GeForce RTX 3070 ROG Strix OC – это излишество. Оно проявляется в ряде аспектов. Прежде всего в системе охлаждения. Ровно аналогичный кулер ASUS применяет в RTX 3080 и даже RTX 3090 серий ROG Strix, а в последнем случае в ручном режиме лимит TDP можно увеличить до 480 ватт. Напомню, у RTX 3070 базовый лимит TDP 220 Вт, у модели ROG Strix увеличен до 260 Вт, вручную можно понять до 350 Вт. Запас просто огромен.

Во вторую очередь излишеством можно назвать 5 видеовыходов. Зачем они нужны, если более чем на 4 монитора изображение нельзя вывести, а HDMI 2.1 требует отчисления роялти за каждый порт? Разъёмы для дополнительных корпусных вентиляторов непосредственно на видеокарте тоже смотрятся лишними, учитывая количество 4-pin разъёмов у материнских плат и избыточность системы охлаждения.

Но самая высокая цена этой модели среди конкурентов обусловлена не только излишествами. Это также самая быстрая RTX 3070. Единственная, заводская частота работы которой 1935 МГц, хотя во время тестов меньше 1980 МГц никогда не было. В плане исполнения все сделано на высочайшем уровне. Система охлаждения – моё почтение. Буквально не прикопаться: большой продуманный радиатор, полировка основания идеально в зеркало, всюду термопрокладки, участвующий в охлаждении бэкплейт, полностью никелирован.

Плата усилена относительно референса практически вдвое. Если референс насчитывает для питания чипа 9 фаз на 50-амперных сборках, то у ASUS ROG Strix OC уже 14 на сборках на 60 А. Для понимания, многие версии RTX 3090 довольствуются меньшим.

Адаптер также неплохо себя показал в разгоне. Память разогналась до 16,7 ГГц, чип – до ~2130-2145 МГц. Разгон обеспечил около +9% производительности. А если добавить к этому изначально высокие частоты работы, модель ASUS быстрее полностью стоковой RTX 3070 на примерно 15%.

Это самая быстрая RTX 3070, но дело в том, что это «лишь» RTX 3070. ASUS GeForce RTX 3070 ROG Strix OC попадает под так называемую проблему супернереференса. Это когда модель классом ниже, но в очень крутом исполнении, стоит больше, чем модель классом выше в средненьком исполнении. Как итог ASUS-овская карта стоит как некоторые RTX 3080, и это, конечно, отпугивает.

Если ищется видеокарта с большими претензиями к внешнему виду и уровню шума, чтобы всё было с двойным запасом – отличный выбор. Если же для наибольшего fps – возьмите простенькую RTX 3080 из ассортимента той же ASUS. “Особое решение” и попутно “Лучший разгон”.

Хорошо:

Не хорошо:


Exit mobile version