OCClub

ASUS GeForce RTX 3060 ROG Strix OC: обзор. Проблема супернереференса

Видеокарта в шикарном-пафосном исполнении – это конечно замечательно, но чем больше референс приближается к статусу т.н. «супернереференса», тем больше попадает под «проблему супернереференса». А чем ниже модель располагается в линейке, тем эта проблем навязчивее. Это когда условная RTX 3060 сделана слишком «бохато». Температурно-шумовые характеристики великолепные, но производительность от обычной RTX 3060 отличается всего на пару процентов, а ценник на пару десятков процентов, и за эти же деньги можно взять RTX 3070. Да, RTX 3070 в плане исполнения будет на порядок попроще, но это будет RTX 3070.

Очень часто, даже можно сказать редкая видеокарта ASUS ROG Strix не приближается опасно близко к проблеме супернереференса. Это если не лучшие карты на рынке, то точно одни из лучших, и параллельно с тем зачастую самые дорогие. Рассматриваемая сегодня ASUS GeForce RTX 3060 ROG Strix OC – самая дорогая RTX 3060 на рынке в абсолютном исчислении. А ведь RTX 3060 с её 170-ваттным уровнем TDP слишком много наворотов не нужно. Даже с учётом нынешнего «дикого запада» на рынке видеокарт и гораздо большей привлекательности RTX 3070 для майнеров исходя из соотношения производительность/цена, за ценник RTX 3060 ROG Strix можно взять RTX 3070, да ещё и не самую бедную.

Что ж, проблемы проблемами, но понять в деталях, что может предложить самая продвинутая версия RTX 3060 нужно. В эфире Тест’О’дром OCClub.ru и обзор ASUS GeForce RTX 3060 ROG Strix OC (официальная страница) с маркировкой ROG-STRIX-RTX3060-O12G-GAMING.

Упаковка, комплектация

ASUS GeForce RTX 3060 ROG Strix OC: обзор. Проблема супернереференса

Несмотря на флагманский статус, карта поставляется в обычной коробке, присущей всем представителям семейства RTX 3000. В нашем случае глянцевое покрытие жизнью несколько пошоркано.

Сзади как обычно приведены особенности. К ним ASUS относит продвинутое охлаждение и усиленную полностью нереференсную плату и изящный внешний вид, с чем не поспоришь. Наличием фирменного бесполезного ПО не удивить.

На коробке ASUS не приводит рекомендовали касательно блока питания, но они есть на официальной странице – 750 ватт. 750 Вт для 170-ваттной карты это мягко говоря перебор. Приличного (заметьте, даже не качественного, а просто приличного) 550-ваттного блока будет с головой.

Комплект поставки состоит из пары стяжек-липучек, что поможет организовать кабель-менеджмент, а также включает диск с драйверами и ПО, краткий манул и карточку видеокарты.

К карточке есть резонный вопрос: как же так получилось, что у RTX 3060 ROG Strix аж 5*, а у RTX 3070 ROG Strix только 4*? У RTX 3070 радиатор более развит, тепловых трубок больше, но это нисколько не мешает ASUS оценивать систему охлаждения RTX 3060 на более высокий балл. Впрочем, не буквально бесполезный купон для оплётки CableMod – и на том спасибо, ну и в целом это лучше, чем характерное для старших видеокарт других производителей совсем ничего.

Внешний вид, особенности, устройство

После тех чудищ с разными пропеллерами, что ASUS предлагала во времена NVIDIA GTX 900 и AMD Radeon 200/300, любая ASUS-овская видеокарта выглядит хорошо. В последние пару поколений особенно. Дизайн ASUS GeForce RTX 3060 ROG Strix OC получился действительно замечательный. Изюминку внешнему виду придают металлические вставки на кожухе СО.

Естественно, сейчас дорогая карта не может обойтись без RGB-подсветки. У рассматриваемой карты есть 2 зоны – лого сзади и полоса на верхнем торце. Управление подсветкой осуществляется через фирменное ПО Armoury Crate.

Сзади предусмотрена металлическая усилительная пластина, предназначенная только для красоты и механической защиты платы от повреждений, а ещё сильно усложняет разборку тем, кто хочет это сделать без повреждения пломбы. К удивлению, в охлаждении она не помогает. Конечно, с учётом 170-ваттного TDP это и не требуется, но в топовом исполнении хотелось бы видеть. К слову, без потери гарантии бэкплейт не снять.

Сразу же стоит отметить, что основной радиатор крепится не на 4 точки по углам графического процессора, а на 8. Пара дополнительных точек в районе узла питания, ещё пара скрепляет бэкплейт и радиатор с противоположной части. Последние 2 предназначены только для обеспечения жёсткости.

А дополнительная жёсткость для ASUS GeForce RTX 3060 ROG Strix OC не будет лишней. В длину адаптер занимает аккурат 300 мм. Конечно, это не такая «дура», как 340-мм XFX Merc 319, но 300 мм при учёте толстой 2,7-слотовой системы охлаждения уже обязывают заботиться о жёсткости. Она обеспечена не только множеством точек крепления. Дополнительно бэкплейт получил «заворот», по сути являющийся ребром жёсткости, а также на плате имеется толстая пластина тоже с рёбрами. Короче говоря, ASUS заботились о том, чтобы адаптер не изогнулся через время.

Набор видеовыходов больше, чем стандартный. Обычно это 3х DisplayPort 1.4a и 1х HDMI 2.1, а у модели от ASUS зачем-то добавили ещё один HDMI 2.1. Говоря откровенно, это не более, чем накрутка стоимости. Думаете DisplayPort у видеокарт всегда больше потому, что интерфейс популярнее? – нет и ещё раз нет. DisplayPort бесплатный, ставь сколько хочешь. HDMI платный, за каждый распаянный порт производитель платит роялти. Наконец, RTX 3060 умеет выводить изображение одновременно на только 4 монитора. Итого ASUS просто впаривает бесполезное, то есть буквально бесполезное, словно как фазы питания в платах TUF Gaming Z690-Plus WiFi D4 и ROG Strix Z690-A Gaming Wi-Fi D4. Ну и как местные фазы тоже, про что чуть позже.

Более детальное ознакомление как обычно начинаем с системы охлаждения. Здесь всё очень и очень хорошо. За охлаждение отвечает крупный 2,7-слотовый радиатор и трио 88-мм пропеллеров. Радиаторный стек пронизан 6-мм тепловыми трубками. Их количество определить не так и просто. Фактически трубок 4, но они так хитро закручены, что в основание входят уже 5.

Радиатор охлаждает графический процессор и все микросхемы памяти, а также основную часть силового узла платы. Хорошая грамотная реализация без недостатков.

Как обычно у ASUS в последние годы, качество исполнения радиатора выше всяких похвал. Особенно привлекает внимание обработка никелированного основания, которое буквально в зеркало. Над аэродинамической оптимизацией радиатора никто и не думал, фронтальная поверхность просто ровная, но учитывая небольшую толщину стека это и не требуется.

Применяемые термопрокладки хотя и практически одноразовые, они разваливаются в руках, но по крайней мере не текут. Как как нам сказал представитель Palit, которая в своих видеокартах использует очень похожие по консистенции прокладки, да, механически они не крепкие, но очень хороши с точки зрения теплопроводимости. Термопрокладки практически как сформированная термопаста, слегка держащаяся вместе.

Радиатор продувается фирменными пропеллерами Axial-Tech с диаметром 88 мм, маркировкой Champion CF9010U12D и электрическими параметрами 12 В, 0,45 А. Пара крайних вращается против часовой стрелки, а центральный по ней. В отличии от RTX 3070 ROG Strix, здесь все пропеллеры одинаковые 9-лопастные. При температуре GPU менее 50 градусов они полностью останавливаются.

Есть ли «понт» от разнонаправленных вентиляторов? – вопрос непростой, но скорее больше нет, чем да. ASUS заявляет, что такой подход снижает турбулентность. Не исключено, но реально снижает завихрения аэродинамическая оптимизация радиатора и обработка кромок, а 25-мм радиаторному стеку вообще плевать на это всё. Его продует хорошо и так – это во-первых. Во-вторых, про разнонаправленные пропеллеры в одном поколении вспоминают, толкая как «фишку». В следующем забывают, и так по кругу. Из этих двух факторов можно сделать вывод, что кроме того самого «понта» такой подход даёт либо ничего, либо крайне мало.

Наконец, почему же именитые кулеростроители так не делают? Такое мне встречалось лишь однажды в Scythe Fuma 2, но там ситуация особенная. Noctua/Be Quiet!/Phanteks/Thermalright так не делали никогда.

Теперь посмотрим детальнее на плату. В отличии от многих других AIB-партнёров NVIDIA, ASUS разработали целиком альтернативный дизайн платы. Ну как «альтернативный». Да, элементы немного подвигали, но общий подход остался тот же и контроллеры ровно такие же.

Плата ASUS GeForce RTX 3060 ROG Strix OC суммарно насчитывает 10 фаз. 8 отведены на графический процессор и управляются контроллером uPI Semiconductor uP9512R. Память запитана от 2 фаз под управлением uPI Semiconductor uP9529Q. Абсолютно все сборки DrMOS набраны 50-амперными Vishay SiC654A. Схема питания с огромным запасом.

Подсистема питания памяти охлаждается небольшим мини-радиатором, попутно добавляющим жёсткость плате. Оребрения нет, но нагружены они слабо, также слабо греются.

Прямые параллели с референсным дизайном провести нельзя, поскольку версию Founders Edition NVIDIA не выпускала. Но можно провести аналогии с другими «нерефами». Обычно у RTX 3060 на чип приходится 6 фаз, и на более слабых сборках с током 45 А.

Дополнительное питание обеспечивает один 8-контактный разъём, что для RTX 3060 просто стандарт. Рядом распаян удобный светодиодный индикатор. При неправильном подключении питания или его отсутствии диод сигнализирует красным.

Помимо VRM-узла плата примечательна ещё несколькими моментами. Во-первых, карта получила пару BIOS и соответствующий переключатель. По частотам работы разницы нет, но немного меняется кривая вращения пропеллеров. Кратко говоря, в Performance mode обороты вентиляторов вырастают на 5%, рост уровня шума незаметен.

Во-вторых, распаяны 2х 4-pin разъёма для подключения корпусных вентиляторов. Вообще затея прикольная, подключенные вентиляторы изменяют скорость вращения вместе с «родными» вентиляторами видеокарты. Однако, не могу представить систему, где это будет реально полезно.

Память вполне ожидаемо набрана 16-ГГц чипами GDDR6 Samsung K4Z80325BC-HC16. Хотя у Samsung есть и 18-ГГц чипы GDDR6, в видеокартах NVIDIA их не встретить. У всех RTX 3060 ROG Strix OC память работает при 15 ГГц, а значит как минимум дополнительный гигагерц с памяти получим.

А вот графический процессор весьма неожиданно GA106-300-A1, то есть это не LHR с ограничителем майнинга, у которых маркировка GA106-302-A1. Способная майнить полноценно RTX 3060 – ух какая редкость! Тем не менее, утилитами ASUS GeForce RTX 3060 ROG Strix OC определяется как LHR-вариант. Истина проста: это образец из пресс-парка, при чём ещё из первых партий, кто-то установил неоригинальную прошивку.

Тестирование

Напомню, рекомендованные частоты работы для GeForce RTX 3060 равны 1320-1777 МГц и 15 ГГц для видеопамяти GDDR6. Номинальный уровень TDP – 170 Вт.

Рассматриваемая ASUS GeForce RTX 3060 ROG Strix OC является самой-самой быстрой RTX 3060. Boost-частота этой модели увеличена до 1912 МГц (при активации OC Mode в утилите GPU Tweak II), и это единственная RTX 3060, преодолевшая 1900 МГц. Для справки, большинство моделей работают с частотой до 1867 МГц. Классным ходом со стороны ASUS был бы разгон видеопамяти до 16 ГГц, ведь установленные чипы изначально на 16 ГГц и рассчитаны. Увы, заводским разгоном видеопамяти производители что-то совсем перестали радовать. Есть даже мнение, что NVIDIA запрещает такие модификации.

К удивлению, относительно стандартного 170-ваттного TDP лимит мощности у RTX 3060 ROG Strix OC не увеличен. Однако утилиты позволяют в ручном режиме увеличить лимит на 23% – до 210 Вт.

Архитектура NVIDIA Ampere, подобно предшествующей Turing, имеет хитрые механизмы коррекции частот в зависимости от потребляемой мощности и температуры работы. Как следствие фактические частоты могут выходить за заданный «потолок», при чём на продолжительное время.

Тестовый стенд:

Не лишним будет отметить, что тестирование проводилось в режиме OC Mode, включенном в фирменной утилите GPU Tweak II. Иначе частота графического чипа снижается на 30 МГц.

Как обычно начинаем с полного стока и «прожарки» в Furmark. Обороты пропеллеров стабилизировались на 49%, что порядка 1250 об/мин, при этом температура GPU составила всего 56 градусов. Великолепный результат! Карта «выела» весь 170-ваттный лимит мощности, реальная частота GPU была около 1687 МГц.

В таком режиме в 3DMark Fire Strike по оценке Graphics Score 22 750 баллов. Частота графического процессора колебалась около 2000 МГц.

Хотя с учётом топового заводского разгона на особый дальнейший разгон я не рассчитывал, во всяком случае что касается графического чипа, повысить частоты всё же получилось. С выкрученным на максимум лимитом мощности GPU разогнался на +120 МГц как по базовой, так и boost-частоте.

А вот с памятью получилось иначе. Установленные чипы Samsung изначально рассчитаны на 16 ГГц, в составе рассматриваемой карты работают при 15 ГГц и, казалось бы, ну 16 ГГц же точно будет. К тому же вся память хорошо охлаждается. Но почему-то удалось выжать только 15,4 ГГц, что увеличило пропускную способность с 360 ГБ/с до 369 ГБ/с. На самом деле увидеть в диагностических утилитах можно было и больше, однако разгон сверх этого значения приводил к ошибкам памяти и только снижению производительности.

После этих манипуляций в 3DMark Fire Strike оценка выросла до 23 499 «попугаев», что эквивалентно +3,3%. Негусто. И будет хорошо, если в играх будет хотя бы +2% fps. В актуальных реалиях покупка «супернерефа» бессмысленна. Не даст он хоть сколько-нибудь соизмеримой прибавки относительно стоимости, не 2010 год на дворе.

К примеру, ранее у нас была Palit GeForce RTX 3060 Dual – одна из самых дешёвых RTX 3060. В стоке она набрала на 2,7% меньше, чем самая дорогая RTX 3060, в разгоне меньше на 1,6%. До игр доберётся вдвое меньше прироста. Если разница нет, зачем платить больше?

Справедливости ради, есть подозрения, что нам попался очень замученный образец, побывавший у многих рецензентов. В Сети немало примеров разгона ASUS GeForce RTX 3060 ROG Strix OC по ядру до 2,1-2,2 ГГц и до 16-17 ГГц по памяти.

Среди прочего выделить нечего. Дроссели узла питания не пищат как при высокой нагрузке, так и при высокой частоте кадров. Сторонних шумов от вентиляторов нет, и в том числе в процессе изменения скорости вращения. Вентиляторы полностью останавливаются при температуре GPU менее 50 градусов.

Крайне сильно удивило отсутствие термодатчика на узле питания. Серьёзно? В самой дорогой RTX 3060 и пафосной нет датчика на VRM? Зато есть 2 бесполезных BIOS и 2 бесполезных HDMI – красота.

Тестирование в играх

GeForce RTX 3060 – идеальная видеокарта для «народного» разрешения 1920 х 1080 с амбициями на QWHD (2560 х 1440). Несмотря на объём видеопамяти 12-гигабайтный видеобуфер, для комфортной игры при разрешении 4К (3840 х 2160) недостаточно производительности графического процессора, да и 360 ГБ/с пропускной способности памяти маловато.

Мы проводили тестирование при разрешениях FullHD и QWHD, и дополнительно с активным RayTracing в паре игр.

Borderlands 3 (DX11)

Borderlands 3 базируется на доработанной версии движка Unreal Engine 4. Она может использовать как API DirectX 12, так и DX11. В нашем случае тестировалась DX11-версия.

Assassin’s Creed Odyssey (DX11)

Assassin’s Creed Odyssey использует движок AnvilNext 2.0 от Ubisoft, на котором также базируется предыдущая часть саги о ассассинах, а также Wildlands. Используется API DirectX 11. Игра сильно процессорозависима.

Control (DX12)

Control базируется на совершенно новом движке Northlight от студии Remedy. Игра может использовать как API DirectX 12, так и DX11, также поддерживает трассировку лучей в реальном времени (NVIDIA RTX) и сглаживание DLSS. В нашем случае активен DX12, а RTX и DLSS отключены.

Metro Exodus (DX12)

В основе Metro Exodus лежит эксклюзивный движок 4A Engine, являющийся демонстратором передовых графических технологий. Поддерживается только DirectX 12, а также есть поддержка технологий NVIDIA RTX, DLSS и HairWorks. В этом тесте эксклюзивные технологии NVIDIA деактивированы.

Shadow of the Tomb Raider (DX12)

Игра базируется на усовершенствованной версии движка Foundation от Eidos Montreal. Поддерживается только API DirectX 12.

Cyberpunk 2077 (DX12)

Cyberpunk 2077 базируется на движке RED Engine – собственной разработке студии CD Projekt RED. Это одна из первых игр с поддержкой DirectX 12 Ultimate с трассировкой лучей в реальном времени, поддержкой NVIDIA DLSS, AMD FidelityFX CAS и многих других технологий. На высоких настройках качества игра сильно напрягает систему.

The Witcher 3 (DX11)

Третья часть саги о похождениях Геральта вышла в 2015, но и по сей день представляет собой вызов для компьютерного «железа». Лежащий в основе движок REDengine 3 был специально разработан для игр с открытым миром. Он использует API DirectX 11 с тесселяцией и рядом эффектов постобработки. Из соображений нейтральности технология HairWorks была отключена.

DOOM Eternal (Vulkan)

Основанная на движке id Tech 7, DOOM Eternal работает исключительно с API Vulkan. Игра великолепно оптимизирована. Стабильно высокий fps показывают все видеокарты даже на предустановке Ultra Nightmare, на которой тестирование и проводилось.

Тестирование с RayTracing

Metro Exodus (DX12), RTX

Control (DX12), RTX

Cyberpunk 2077 (DX12), RTX

За, против, вердикт

В то время как другие «железячные» ресурсы соревнуясь в эпитетах воспевают ASUS GeForce RTX 3060 ROG Strix OC, впрочем как обычно с ASUS, и как обычно с «железячными» ресурсами, у которых всегда всё годное, я считаю, что карта получилась спорная. Да, безусловно, это самая быстрая и параллельно с тем тихая RTX 3060. Она красива, статна, с крутой системой охлаждения и платой, но это RTX 3060 по цене RTX 3070. Стоит ли потеря в ~30% fps снижения уровня шума на пару децибел?

Карта может похвастаться топовым заводским разгоном, продвинутой платой, действительно грамотной конструкцией системы охлаждения, обеспечивающей хорошую жёсткость, которая будет совсем не лишняя для 300-мм адаптера. Она очень тихая, и по своему косвенному опыту обращения с этими картами хочу отметить, что при андервольтинге до 800 мВ по ядру, на который способна редкая RTX 3060, карта превращается лёд.

В случае исполнений попроще можно прикрыть глаза на некоторые нюансы, но не в этом. К ASUS GeForce RTX 3060 ROG Strix OC есть вопросы, и я говорю не про рассыпающиеся термопрокладки (хоть и не без этого). У самой продвинутой и дорогой версии нет термопрокладок между бэкплейтом и платой. Да, работать будет замечательно и так, но замечательно будет работать и условная Palit RTX 3060. У самой дорогой RTX 3060 нет температурного датчика на узле питания. Зато реализовали бесполезный, то есть буквально бесполезный дополнительный порт HDMI 2.1, сразу накинувший к ценнику несколько долларов. Реализовали две микросхемы VGA-BIOS. И что с ними делать, если любые изменения в прошивке видеодрайвер NVIDIA не оценит и просто не примет карту? Переключать режимы Performance/Silent можно и через фирменное ПО. Дополнительные 2 порта для корпусных вентиляторов выглядят тоже очень сомнительно, но всё же чуть более полезны, чем остальное. Я говорю о том, что в «железе» реализованы лишние вещи, утянувшие за собой ценник, а некоторых полезных штук не хватает.

Снова апеллируя к богатому опыту обращения с конкретно такими картами, вообще разгоняются они замечательно. Некоторые экземпляры даже покоряли 2,2 ГГц (в основном около 2,15 ГГц) по ядру, по памяти разгонялись до ~17 ГГц, сокращая отставание от RTX 3060 Ti (RTX 3070 недосягаема ну никак). Нам для обзора попался помученный образец, посредственно разгоняющийся как по памяти, так и по ядру. И как бы что дали – то и описываем, и в вердикт по справедливости бы занести посредственный разгон. Но спишем всё на нехороший экземпляр, видевший много рук.

В своих обзорах я неоднократно говорил, что с бюджетной «железки» спросить нечего. Она работает – всё. В отношении топовой электроники нужно быть как налоговая, докапываясь до каждой копейки. К ASUS GeForce RTX 3060 ROG Strix OC слишком много вопросов, чтобы рекомендовать её к покупке всем. Кратко говоря, если гонитесь за внешним видом, тишиной, общим качеством исполнения и конечно же «понтом» – хорошая карта. Если за производительностью – неоптимальная ввиду дороговизны.

Хорошо:

Не хорошо:


Exit mobile version