В этом поколении видеокарт редкая модель просто взяла и вышла без череды переносов и вообще передумываний. Абсолютным рекордсменом в этом плане является GeForce RTX 3080 12GB, а на ступеньку ниже располагается GeForce RTX 3050, первые сведения о которой появились более года назад. GeForce RTX 3050 – видеокарта знаменательная по целому ряду пунктов. Как минимум потому, что это первый случай расширения семейства Ampere «вниз» с момента релиза в конце 2020 года. За это время NVIDIA наплодила массу модификаций RTX 3060 и более старших карт, но сегмент видеокарт подешевле не пополнялся. Причины, думаю, очевидны.
Продолжая тему знаменательной видеокарты, GeForce RTX 3050 появилась очень вовремя – в момент спада курса криптовалют, в момент наконец-таки снижения цен на видеокарты, и конечно же в тот момент, когда AMD в качестве противовеса выпустила скандальную Radeon RX 6500 XT. Последняя хоть и дешевле ($250 рекомендованных против $200), но из-за сильно меньшего уровня производительности и «кастрированности» от и до конкуренцию представляет слабую. Это первая видеокарта с маркировкой виде xx50 и поддержкой трассировки лучей. Наконец, по слухам поставки GeForce RTX 3050 чуть ли не рекордные среди всех видеокарт 3000-ой серии, и вроде как NVIDIA обязала AIB-партнёров некоторые модели продавать за рекомендованные $250.
Первое знакомство с NVIDIA GeForce RTX 3050 приведём на примере видеокарты Gigabyte GeForce RTX 3050 Gaming OC (официальная страница) – довольно продвинутой версии RTX 3050. Сразу же стоит отметить, что с идеологической точки зрения эта модель неправильная. Это слишком «жирная» версия с излишней для 130-ваттной карты трёхвентиляторной системой охлаждения, только рекомендованный ценник которой $380. Для первого знакомства карта не самая подходящая, но выбирать, увы, не приходится.
GeForce RTX 3050 и GPU GA106
Поскольку это первое знакомство с GeForce RTX 3050, как обычно стоит начать с общих сведений о видеокарте в целом и графическом процессоре в частности.
Теоретический вид GPU GA106-150
В основе видеокарты GeForce RTX 3050 лежит графический процессор GA106-150. Его более полновесные версии хорошо известны по десктопной RTX 3060, а также мобильным RTX 3060 и RTX 3050 Ti. В составе новинки чип урезан на треть – до 2560 CUDA-ядер. Именно этим и обусловлено долгое появление GeForce RTX 3050: NVIDIA больше года просто выжидала, когда насобирается много частично рабочих GA106. И поэтому начальные запасы GeForce RTX 3050 относительно других представителей 3000-ой серии велики. Подобной практики «зелёные» придерживаются уже не первый год. Вероятно, в будущем GeForce RTX 3050 можно будет встретить на другом графическом процессоре, про что через пару абзацев.
AMD постаралась сделать Radeon RX 6500 XT непривлекательной для майнеров, оснастив её всего 4 ГБ видеопамяти (попутно сделав вообще непривлекательной). В свою очередь NVIDIA расщедрилась на 8-гигабайтный видеобуфер с приличной 128-битной шиной и общей пропускной способностью 224 ГБ/с. Для майнеров такая конфигурация весьма интересна. В противовес в GeForce RTX 3050 сразу был реализован «майнинг-тормоз» – видеокарта вышла сразу в версии LHR. К слову, майнеры всё ещё не научились получать 100% производительность LHR-видеокарт, но 80% уже реальны.
Немаловажно, что GeForce RTX 3050 получила полный набор «фишек» архитектуры Ampere. Она поддерживает все новомодные технологии вроде RayTracing, DLSS, ResizableBAR и прочие, имеет возможность аппаратного декодирования/кодирования популярных видеоформатов, интерфейс подключения PCI-E 4.0 x8. Говоря иными словами, если конкурентная Radeon RX 6500 XT выглядит «порезанной» просто до неприличия, то GeForce RTX 3050 выглядит полноценной нормальной видеокартой.
Весьма любопытно 8 линий PCI-E 4.0 объясняет сама NVIDIA: «Уменьшение числа линий PCIe до 8 улучшает предложение. Это позволяет нам использовать более широкий спектр микросхем на протяжении всего срока службы продукта». Другими словами, сейчас NVIDIA делает RTX 3050 на базе графических процессоров GA106, не годных для RTX 3060. В будущем эта модель может переехать на GPU GA107 (применяется в мобильных RTX 3050/Ti), который физически насчитывает 3072 CUDA, также 128-битную шину памяти GDDR6 и, что ключевое, интерфейс подключения PCI-E 4.0 на 8 линий.
Непосредственно чипмейкер не слишком распространяется об уровне производительности новинки. Компания не предоставила ни одного внятного графика, зато продемонстрировала очевидное преимущество RTX 3050 с активным RayTracing над прямыми предшественницами, которые в RayTracing не могут вовсе, породив прикольный график:
Для GeForce RTX 3050 NVIDIA решила не выпускать референсную версию Founders Edition. Поскольку она базируется на уже известном графическом чипе GA106, AIB-партнёрам не даже пришлось перенастраивать производственные линии от RTX 3060. У RTX 3060 и RTX 3050 одинаковые печатные платы, отличающиеся только отсутствием одной-двух фаз питания у последней. Это легко отследить по разъёму дополнительного питания: 130-ваттной RTX 3050 с головой хватило бы 6-контактного питания, но у всех версий распаян 8 pin, ведь RTX 3060 простого 6 pin недостаточно.
После небольшой вводной «о том, о сём» перейдём ближе к предмету обзора – к видеокарте Gigabyte GeForce RTX 3050 Gaming OC (GV-N3050GAMING OC-8GD).
Упаковка, комплектация
Адаптер поставляется в типичной для Gigabyte коробке, существенно не менявшей дизайн уже лет 6. Вездесущий чёрный, «нвидиевский» зелёный и характерный для Gigabyte оранжевый – чего ещё можно было ожидать?
С тыльной стороны как обычно перечислены ключевые особенности. К ним производитель относит вентиляторы с разнонаправленным вращением, наличие металлического бэкплейта, наличие пары тепловых трубок для «максимального увеличения площади контакта GPU» (как указано производителем, но это не так), насквозь продуваемый радиатор, и конечно же RGB-подсветку, которую трудно назвать особенной особенностью.
Gigabyte GeForce RTX 3050 Gaming OC – продвинутая версия RTX 3050, и в действительности это далеко не полный список «фишек». В дополнение стоит отметить вентиляторы с возможностью полной остановки, хитрая смазка вентиляторов увеличивает ресурс вентиляторов, сигнализирующий о проблемах с питанием диод.
На коробке производитель не приводит рекомендации по блоку питания, но они есть на официальной странице – 450 ватт мощности. В целом, для 130-ваттной карты хватило бы и меньше, Gigabyte просто перестраховывается. Кратко говоря, GeForce RTX 3050 можно установить в любой компьютер, у которого вообще есть один 8-контактный разъём дополнительного питания.
Комплект поставки помимо мануала не включает ничего. Припоминая, что RTX 3050 является видеокартой бюджетной, на это можно прикрыть глаза. Однако в тоже время Gaming OC – топовое исполнение Gigabyte RTX 3050, и к такой модификации хотелось бы в комплекте получить хоть что-нибудь.
Внешний вид, особенности
Хотя технически GeForce RTX 3050 представляет собой 2/3 от GeForce RTX 3060 практически во всех отношениях, это совершенно не отразилось на внешнем виде Gigabyte GeForce RTX 3050 Gaming OC. Это крупная видеокарта длиной под 30 см и массой около 700 грамм, которая совершенно не выглядит как что-то с маркировкой xx50. Адаптер вполне можно было как раз на 30% укоротить, отрезав часть с третьим вентилятором. Собственно, именно это Gigabyte и сделала в более доступной модели Eagle.
Пусть для RTX 3050 трёхвентиляторная система охлаждения толщиной в 2 слота и выглядит монструозно, в действительности адаптер не такой и огромный по современным меркам. Толщина – аккурат 2 слота, а не 2,5 или 2,7. Длина – 282 мм, что очевидно меньше каноничных 300-320 мм для трёхвентиляторной карты. Это обусловлено использованием некрупных пропеллеров диаметром 80 мм. В высоту адаптер не выступает за пределы кронштейна крепления.
Без подсветки не обошлось. Подсвечивается название компании-производителя на верхнем торце видеокарты, и это единственная зона подсветки. Управление осуществляется через фирменное ПО RGB Fusion 2.0. В стоке цвет меняется в зависимости от температуры GPU.
Серебристо-чёрный кожух целиком пластиковый. Серебряные детали кажутся металлическими, но это обычный пластик, не обольщайтесь.
С оборотной стороны есть усилительная пластина. Она металлическая, но предназначена исключительно для красоты и защиты платы. В охлаждении не помогает, на что намекают термопрокладки, которых нет. «Косяком» это не назвать, для RTX 3050 это излишне, на этот раз даже не порекомендую самостоятельно модернизировать.
Набор видеовыходов удивил. У Gigabyte GeForce RTX 3050 Gaming OC распаяно по паре DisplayPort 1.4a и HDMI 2.1, в то время как обычно 3х DisplayPort и единичный HDMI. Дело в том, что HDMI – не бесплатный стандарт, в отличии от DP. За каждый распаянный порт HDMI производитель платит отчисления, которые закономерно перекладываются на плечи покупателей. И если в RTX 3060 и картах постарше это худо-бедно ещё хоть как-то можно оправдать (хотя скорее нет), то для бюджетной RTX 3050, где каждая копейка на счету, это излишество.
Кронштейн крепления обильно перфорирован. В кои-то веки это действительно важно отметить. Рёбра радиатора у этой карты направлена не поперёк, а вдоль. Принято считать, что такой подход обеспечивает частичный выброс горячего воздуха сразу за пределы корпуса, что хорошо для системы охлаждения компьютера в целом, однако непосредственно радиатор видеокарты продувается чуть хуже.
Сотрудники OCClub.ru стараются не лениться, разбирая блоки питания до винтика, и снимая наклейки с M.2 SSD-накопителей для определения аппаратной платформы. До винтика обычно разбираются и видеокарты. Обычно, но не в этот раз. Мы заполучили видеокарту на обзор из косвенного источника и с условием, что без разборки. Тем не менее, хотя бы на основе маркетинговых материалов Gigabyte и фото от Techpowerup с конструкцией системы охлаждения и платой Gigabyte GeForce RTX 3050 Gaming OC познакомим.
Несмотря на впечатляющие габариты, радиатор системы охлаждения не такой уж и крупный. Он на несколько сантиметров короче кожуха, к тому же не очень толстый. Площадь его рассеивания сопоставима с двухвентиляторными видеокартами.
Радиатор представляет собой цельный стек с алюминиевым основанием и парой тепловых трубок. Применятся технология прямого контакта трубок с поверхностью GPU. В то время как Gigabyte рассказывает сказки про увеличение площади контакта, а другие производители преподносят прямой контакт как плюс, я скажу как есть: прямой контакт делается исключительно для экономии в производстве. Всего две тепловые трубки на такой радиатор – маловато, 3 было бы в самый раз. Впрочем, 130-ваттный TDP простит всё.
С точки зрения общей конструкции охлаждение реализовано грамотно. Узел питания охлаждается от основного радиатора, при чём очень близко проходит тепловая трубка. Все микросхемы памяти охлаждаются от алюминиевой подложки. Что правда, прокладки можно было сделать и потоньше. 2-мм термопрокладка так-себе отводит тепло.
Вентиляторы типоразмера 80 мм с разнонаправленным вращением. Насколько это лучше классического подхода? – однозначно сказать сложно. В случае вертикального радиаторного стека это вообще не имеет значения, но здесь рёбра направлены горизонтально.
В основе вентиляторов лежит обычный подшипник скольжения, но с хитрой графеновой нано-смазкой, благодаря которой, по утверждениям Gigabyte, ресурс становится сопоставим с благородным подшипником двойного качения. Естественно, всё это «чёс». Никакая смазка не даст обычной втулке приблизиться к подшипнику двойного качения. Он надёжен на фундаментальном уровне, конструкционно, а хитрая смазка на обычную втулку – это читы. И если честно «вылетают» эти вентиляторы как и обычные. Одно время Gigabyte на этот счёт даже оправдывалась, мол партия плохая, на заводе смазки не доложили. Справедливости ради, может в последнее время ситуация действительно наладилась.
Для серии Gaming Gigabyte решила не разрабатывать собственную плату. Используется референсный дизайн NVIDIA для AIB-партнёров под номером PG190 с минорными отличиями, общая схематика не претерпела изменений.
Графический процессор GA106 запитан от 5 фаз под управлением контроллера OnSemi NCP81610. Фазы набраны DrMOS-сборками OnSemi NCP302155 с номинальным током 55 А. Питание памяти однофазное, реализовано контроллером uPI uP1666Q и аж 82-амперным MOSFET Alpha Omega AON6994.
Дополнительное питание обеспечивает 8-контактный разъём PCI-E Power. Для 130 ватт TDP хватило бы с запасом и 6-pin, но здесь мы снова видим наследие RTX 3060. Из интересного есть диод, сигнализирующий о проблемах с дополнительным питанием.
Память набрана чипами Micron D9ZPM (MT61K512M32KPA-14:C). Эти микросхемы рассчитаны на частоту 14 ГГц, при 14 ГГц в составе GeForce RTX 3050 и работают, так что на лёгкий разгон памяти рассчитывать не приходится. Жаль, что 16-ГГц чипы Samsung не перекочевали вместе со всем остальным с RTX 3060.
Двух микросхем UEFI-BIOS у с тихим/производительным режимом Gigabyte GeForce RTX 3050 Gaming OC нет. И правильно. Разница между этими двумя режимами обычно крайне малозаметна, с такой системой охлаждения карта и так будет тихая, а лишний раз раздувать бюджет в бюджетном сегменте не стоит.
Производительность в играх
NVIDIA позиционирует GeForce RTX 3050 как идеальный выбор для 1080p-гейминга. 8 ГБ предполагают к замашкам на разрешением побольше, но уже в 1440p кадровая частота часто ниже хоть сколько-нибудь играбельных 25 fps. Поэтому тестирование проводилось только в «народном» 1920 х 1080. И конечно же проверим уровень производительность с RayTracing,
Borderlands 3 (DX11)
Borderlands 3 базируется на доработанной версии движка Unreal Engine 4. Она может использовать как API DirectX 12, так и DX11. В нашем случае тестировалась DX11-версия.
Assassin’s Creed Valhalla (DX11)
Assassin’s Creed Odyssey использует движок AnvilNext 2.0 от Ubisoft, на котором базируются многие предыдущие часть саги о ассассинах, а также Wildlands. Используется API DirectX 11. Игра сильно процессорозависима.
Control (DX12)
Control базируется на совершенно новом движке Northlight от студии Remedy. Игра может использовать как API DirectX 12, так и DX11, также поддерживает трассировку лучей в реальном времени (NVIDIA RTX) и сглаживание DLSS. В нашем случае активен DX12, а RTX и DLSS отключены.
Metro Exodus (DX12)
В основе Metro Exodus лежит эксклюзивный движок 4A Engine, являющийся демонстратором передовых графических технологий. Поддерживается только DirectX 12, а также есть поддержка технологий NVIDIA RTX, DLSS и HairWorks. В этом тесте эксклюзивные технологии NVIDIA деактивированы.
Shadow of the Tomb Raider (DX12)
Игра базируется на усовершенствованной версии движка Foundation от Eidos Montreal. Поддерживается только API DirectX 12.
Cyberpunk 2077 (DX12)
Cyberpunk 2077 базируется на движке RED Engine – собственной разработке студии CD Projekt RED. Это одна из первых игр с поддержкой DirectX 12 Ultimate с трассировкой лучей в реальном времени, поддержкой NVIDIA DLSS, AMD FidelityFX CAS и многих других технологий. На высоких настройках качества игра сильно напрягает систему.
DOOM Eternal (Vulkan)
Основанная на движке id Tech 7, DOOM Eternal работает исключительно с API Vulkan. Игра великолепно оптимизирована. Стабильно высокий fps показывают все видеокарты даже на предустановке Ultra Nightmare, на которой тестирование и проводилось.
Тестирование с RayTracing
Metro Exodus (DX12), RTX
Control (DX12), RTX
Cyberpunk 2077 (DX12), RTX
DOOM Eternal (Vulkan), RTX
Производительность в рабочих приложениях
V-Ray NEXT
Blender (Classroom)
Видеокарты Radeon поддерживают только OpenCL. Видеокарты GeForce до GTX 1000-ой серии только CUDA, начиная с RTX 2000 – CUDA или OptiX (самый быстрый вариант). В тестах использовался наиболее предпочтительный для видеокарты API.
Indigo (SuperCar)
За, против, вердикт
Сначала подведём итоги по видеокарте GeForce RTX 3050 в общем, а уже после конкретно по исполнению Gigabyte Gaming.
Были времена, когда видеокарта с шиной памяти уже 256 бит сразу автоматически считалась немощной. Как же внезапно всё развернулось, что смотришь на адаптер GeForce с маркировкой xx50, и он кажется действительно годным.
Хотя в ситуации на рынке видеокарт наконец появился просвет, по-прежнему они стоят дорого, и по-прежнему для хоть какого-нибудь понимания расстановки сил приходится отталкиваться от цены рекомендованной. К тому же, всё равно реальный ценник у разных моделей больше в одинаковой пропорции – в одинаковые 2 раза.
GeForce RTX 3050 – это 70% от GeForce RTX 3060 как по всем «сырым» техническим характеристикам, так и по уровню производительности. По нашим тестам разница между этими моделями составила 35%. Radeon RX 6600 быстрее на 30%. Относительно прямой предшественницы, GTX 1650, новинка демонстрирует в среднем производительность на 25% большую. Наконец, пусть и оценённая на $50 дешевле, но абсолютно мертворождённая RX 6500 XT (умудряющаяся частенько «сливать» RX 5500 XT) проигрывает значительно – почти на треть. Учитывая вдвое меньшее количество видеопамяти с вдвое меньшей пропускной способностью, RX 6500 XT для RTX 3050 даже близко не конкурент, даже если закрыть глаза на стек технологий NVIDIA.
Важно отметить, что GeForce RTX 3050 использует только 8 линий интерфейса PCI-E 4.0. По словам NVIDIA, это обусловлено экономическими соображениями – чтобы в будущем RTX 3050 смогла переехать на GPU GA107, который 8 линий имеет от рождения. Впрочем, 8 линий – не 4. Обширная практика сравнения видеокарт с PCI-E 3.0/4.0 показывает, что даже в случае подключения PCI-E 4.0 x16 видеокарты к слоту PCI-E 3.0 x8 производительность снижается несущественно – на пару процентов. Иными словами, хотя NVIDIA и несколько ущемила владельцев старых компьютеров с PCI-E 3.0, ущемила не сильно.
«Лучи Хуанга» GeForce RTX 3050 не по силам. Номинально поддерживаются, но производительность сильно хромает, благо DLSS спасает. Не стоит рассматривать RTX 3050 как входной билет в RayTracing, это не так. Нормальный RayTracing начинается с RTX 3060. Для разрешения 1080p карта идеальна, ну а DLSS обеспечит неплохой фреймрейт при замашках на разрешение WQHD. Дополнительно с карты можно получить порядка +10% производительности в разгоне.
Что касается рабочих приложений, хотя в нашем тестировании их было не так много (как-никак игровая видеокарта начального уровня), – чуть лучше GTX 1660 Super. Для не сложных проектов в целом достаточно, но для сложных стоит посмотреть на модели постарше.
Итого NVIDIA выпустила достойную видеокарту. Не пушка-гонка, просто достойную сбалансированную видеокарту без серьёзных недостатков. Остаётся только открытым вопрос о реальной цене, но в теории GeForce RTX 3050 – видеокарта нелохая.
Хорошо:
- Отличная производительность в играх при разрешении 1080p;
- Возможны амбиции на 1440p, но только с DLSS;
- Есть поддержка трассировки лучей;
- Минимальные требования к блоку питания и скромный аппетит (130 Вт);
- Неплохой разгон (реальны +10% производительности).
Не хорошо:
- Трассировка лучей хотя и поддерживается, но без DLSS всё плохо;
- Интерфейс PCI-E x8 может немного ограничить производительность на старых системах.
GeForce RTX 3050 неплохая, но к модели Gigabyte GeForce RTX 3050 Gaming OC (GV-N3050GAMING OC-8GD) есть много вопросов. Прежде всего важно отметить, что это самая дорогая RTX 3050 в ассортименте Gigabyte – $380 только рекомендованных, что на $130 больше, чем рекомендованный ценник самых простеньких моделей. Проблема видеокарты в том, что она идеологически противоречит сама себе.
У 90% RTX 3050 схематика платы одинаковая. Это 5 фаз на ядро и фаза на память. Кто-то распаивает сборки на 45 А, кто-то на 50 А, а Gigabyte сделала сразу на 55 ампер. Такой подход как бы предрасполагает сделать лимит мощности побольше, к тому же вон какой кулер для 130-ваттной карты знатный. Не просто же так $130 переплачиваем, сейчас как погоним!… казалось бы. В действительности лимит мощности стандартный 130-ваттный, с разгоном доступны те же стандартные 150 Вт.
Невеликий лимит мощности не позволил прямо вот мощно погнать адаптер. Годно разогналась память – с 14 ГГц до 17,2 ГГц, увеличив общую пропускную способность памяти с 224 ГБ/с до 275 ГБ/с. А вот графический процессор разогнался не сильно. В стоке «прострелы» достигали 1950 МГц (зачастую около 1935 МГц), в разгоне 2070 МГц. По большей части прирост от разгона подарен памятью.
Далее на очереди тот самый «знатный» кулер. Обычно я говорю, что 3 вентилятора – это 3 вентилятора, и они тащат просто за счёт количества прокачиваемого воздуха и площади рассеивания. Gigabyte GeForce RTX 3050 Gaming OC выглядит большой, почти 300 мм в длину, но радиатор там не такой и большой, как хотелось бы видеть – реально сопоставимый с двухвентиляторными картами. 68 градусов при 75% оборотов (порядка 2250 об/мин) при потреблении 130 Вт – это много. В целом для «железки» температура нормальная, но от топового исполнения хочется лучше. Кулер лишь кажется большим. Под кожухом алюминия не так и много, а теплотрубок вообще только 2 штуки. Хорошо, что хоты бы узел питания охлаждает правильно, как и все чипы памяти.
В конечном счёте непонятно, кому Gigabyte GeForce RTX 3050 Gaming OC можно посоветовать. Это дорогая версия RTX 3050, которой просто много, но она не лучше дешёвых RTX 3050. Да плата мощнее, но кому это нужно, если разгона нет? Да кулер большой, но толку, если громче и горячее обычного двухвентиляторного? Второй порт HDMI 2.1 буквально бесполезен, а он обошёлся недёшево. RTX 3050 по определению должна быть без наворотов, простой как 2 копейки. Здесь те самые навороты не просто есть, они ещё и реализованы не в ту степь. Несбалансированная модель со странным позиционированием.
Хорошо:
- Для трёхвентиляторной карты небольшая длина (282 мм);
- Есть бэкплейт;
- Есть чуть-чуть подсветки;
- Мощная плата на 55-амперных сборках;
- Вентиляторы умеют полностью останавливаться;
- Годный разгон видеопамяти.
Не хорошо:
- Одна из самых дорогих RTX 3050;
- Некоторые особенности ни к месту (к примеру, второй HDMI 2.1);
- Система охлаждения шумная;
- Стандартный лимит мощности.