OCClub

Intel Core i5-10600K: обзор. Core i7-8700K, ты ли это!?

Если уж говорить совсем честно, флагманский «камень» Intel Core 10-го поколения в лице Core i9-10900K получился неплохой, но, увы и ах, конкуренции с старшими AMD Ryzen 3000 он не выдерживает. Как факт в этом поколении процессоров Intel проиграла сражение за топ-сегмент рынка, хотя такой ход развития событий был понятен ещё за несколько месяцев до их релиза. Просто у AMD больше ядер, а отставание по показателю IPC уже не так велико. Это прекрасно понимали и в Intel и без наших крайне ценных мнений с советами. Однако, Core i9-10900K – лишь одна модель из семейства, и обобщать положение Comet Lake-S на рынке глядя лишь на флагман просто нельзя. Вопрос первенства среди процессоров мейнстрим-класса ещё не раскрыт, а здесь «синему» чипмейкеру есть, чем козырнуть.

Так уж вышло, что AMD щемит не только количеством ядер и ценами, но и почти повсеместно активной технологией SMT, упаковывающей в одно ядро два потока. В свою очередь у Intel к технологии Hyper-Threading, делающей тоже самое, отношение куда более выборочное. Так среди представителей 9-го поколения Intel Core активным Hyper-Threading могли похвастаться только старшие чипы семейства i9, хотя в предыдущих поколениях бывали i3 с Hyper-Threading. На таком бэкграунде i5 и i7 Core 9th Gen выглядели не лучшим образом. Даже если отбросить стоимость платформы и её преимущества, 6 ядер/12 потоков условно Ryzen 5 3600 выглядят куда интереснее, чем просто 6 ядер Core i5-9600K. И это ещё не говоря о том, что i5 куда дороже.

Intel Core i5-10600K: обзор. Core i7-8700K, ты ли это!?

В Intel Core 10-го поколения поддержку Hyper-Threading получили все от мала до велика – начиная с самых младших i3 и заканчивая старшими i9, включая все промежуточные модели. И очень приятно, что на ценниках это не сказалось. Но здесь дело не в аттракционе невиданной щедрости Intel, а в действиях конкурента. Парадоксально, но за повсеместно активный HT говорить спасибо нужно AMD, а не Intel.

Говоря о процессорах мейнстрим-класса, никак нельзя пройти мимо неоверклокерских моделей без индекса “K”. Снова-таки, так уж вышло, что у AMD разгон повсеместно активен, хоть почти повсеместно бесполезен. В корне свою политику разгона Intel пока не отваживается изменить, но какие-никакие подвижки есть. Многие производители материнских плат научились хитро манипулировать состояниями PL1/PL2. Формально это не разгон, но в некоторых случаях частотный прирост достигает 1 ГГц по всем ядрам, добавляя 10-13% производительности в играх, а в некоторых приложения до 27-40%!

Но целесообразность приобретения моделей без индекса “K” обсудим как-нибудь в другой раз, ведь этот материал посвящён одному конкретному процессору – Intel Core i5-10600K. Как и всё i5, он относится к моделям мейнстрим-класса. В отличии от всех i5, он получил технологию многопоточности Hyper-Threading, став 6-ядерным/12-поточным процессором, и получив почти двухкратную прибавку производительности. При этом рекомендованный ценник остался копейка в копейку прежний. Будем смотреть, что Core i5-10600K может, как быстро, и какой ценой.

OCClub.ru на ваших экранах, в делах ядерно-поточно-мегагерцовых разбирается Олег No1seBR, а эта статья посвящена Intel Core i5-10600K. Или тому, как топовый i7 спустя два года превращается в i5, а спустя три года – в i3.

Архитектурные особенности Intel Core i5-10600K

О том, какие новшества принесли с собой процессоры Intel Comet Lake-S, а также о платформе LGA1200/Z490 в целом, было рассказано в обзоре Core i9-10900K. Переливать из пустого в порожнее, а в данном случае это действительно так, во второй раз не будем, но напомню кратко.

С точки зрения архитектуры Core 10-го поколения нельзя назвать прямо новыми процессорами. Все они, и Core i5-10600K в частности, базируются на архитектуре Skylake родом из 2015 года, а также 14-нм техпроцессе. За эти годы архитектура и техпроцесс претерпевали модернизации, но исключительно минорного характера. Платформа LGA1200 тоже никуда не уехала от предшествующей, надобность нового сокета как обычно вызывает не просто сомнения, а споры. Отметив это, вопрос о платформенных и архитектурных изменениях закрываем.


Вариации чипов Intel Core 9th Gen


Вариации чипов Intel Core 10th Gen

Все процессоры Comet Lake-S под крышкой имеют либо 6-ядерный кристалл, либо 10-ядерный. В тоже время в Core 9-го разнообразие было куда больше: 4-ядерный кристалл, 6-ядерный, а также две вариации 8-ядерников с заплатками от ряда уязвимостей и без оных. Удивительно, но один и тот же процессор (к примеру, Core i5-9600K(F)) мог быть на двух разных чипах.

Конкретно Intel Core i5-10600K базируется на 10-ядерном кристалле степпинга Q0. Он, как и все другие с таким чипом, между крышкой и самим кристаллом получил благородный припой, а не пластичный термоинтерфейс. Впрочем, процедура скальпирования с заменой термоинтерфейса по-прежнему не лишена смысла. До 10 градусов можно отыграть. В Сети есть слухи о существовании образцов Core i5-10600K на 6-ядерном чипе (степпинг G1), но пока они не встречались, и какое это окажет влияние пока судить сложно.

Для улучшения температурных показателей Intel увеличила толщину крышки, попутно уменьшив сам кристалл на величину ~0,3 мм. Энтузиасты уже препарировали Core i9-10900K, раскрыв все габаритные параметры. Кристалл и подложка i5-9600K в точности идентичны Core i9-9900K, а кристалл i5-10600K аналогичен Core i9-10900K.

И напоследок пару слов про интегрированную графику. Здесь изменений не произошло вообще никаких. Это по-прежнему ядро UHD Graphics 630 (Gen9.5) с 24 блоками и частотой 300-1150 МГц, применяемое уже несколько поколений процессоров. Может запустить Stalker-a на минималках, CS:GO и Dota 2 с лагами. В общем, картинку показывает, видео воспроизводит – на большее рассчитывать не стоит.

Энергопотребление, разгон, температуры

Тестовый стенд:

Intel Core i5-10600K имеет 6 ядер с поддержкой технологии многопоточности Hyper-Threading, частота работы которых варьируется в диапазоне 4,1-4,8 ГГц. Но здесь не всё так просто, да и 4,8 ГГц – на самом деле не потолок. В стоковом состоянии при загрузке всех ядер частота не превышает 4,5 ГГц, при нагрузке на 4 ядра – 4,7 ГГц, а 1-3 ядра, заранее определённые как самые лучшие, могут «бустить» до 4,8 ГГц.

Заявленный уровень TDP, который в данном случае 125 Вт – это в состоянии PL1. В состоянии PL2 мощность возрастает до 182 Вт, что +45,6%. Без дополнительных манипуляций процессор может находиться в состоянии PL2 до 56 секунд (Tau). Нечто схожее было и в Core i5-9600K, но там мощностная надбавка была ограничена 25% и лишь на 28 секунд.

Однако, производители материнских плат смогли заставить работать процессоры в состоянии PL2 не 56 секунд максимум, а сколько угодно. Здесь есть куча ограничений, в основном касающихся температур, но такая опция доступна в UEFI-BIOS и на производительность, как и потребление, влияние она оказывает существенное. Именно эта «фича» позволяет разгонять (хотя технически это не разгон) процессоры с заблокированным множителем, что иногда даёт прибавку в целый гигагерц на все ядра!

Ну а мы займёмся более традиционным разгоном с поднятием множителя и напряжения. В стоковом состоянии материнская плата выставила напряжение 1,168 В для нашего экземпляра Intel Core i5-10600K. Поскольку процессор может поднимать частоту нескольких ядер до 4,8 ГГц, первый рубеж – стабильные 4,8 ГГц по всем ядрам. Они вполне достижимы, но требуется уже напряжение 1,2 В.

4,9 ГГц были взяты без проблем при тех же 1,2 В, а вот красивые 5 ГГц даются уже сложнее. Напряжение питания было поднято до 1,225 В. В таком режиме процессор проходил все тесты, при чём как с тяжелыми AVX-инструкциями, так и простыми SSE. Проходил, но ему было больно. Температуры некоторых ядер достигали 99 градусов, с, естественно, троттлингом и сбросом частот, при чём как под AVX-инструкциями, так и под SSE.

Как факт дальнейший разгон Intel Core i5-10600K упирается в температуры. Потенциал ещё есть, 1,2 вольта с хвостиком – допустимая «напруга», но температуры уже не дают разгуляться. При том для охлаждения использовалась СВО SilverStone PF240. Да, не лакшери-класс, не самосборная вода и даже не суперкулер, но это СВО с 240-мм радиатором как-никак.

В отношении работы с памятью вопросов нет. Номинально интегрированный контроллер рассчитан на режим DDR4-2933, но может существенно лучше. На данный момент кроме комплекта GeIL Dragon RAM DDR4-4000 на руках ничего нет, но этот комплект завёлся при положенных 4000 МГц после простой активации XMP-профиля. Увы, этот комплект больше 4000 МГц никак не хочет брать. Задержки работы с памятью не вызывают нареканий.

Энергопотребление и нагрев Intel Core i5-10600K зависят о того, удерживается ли процессор в состоянии PL2 принудительно, или нет. В стоковом состоянии вся система с таким CPU в стресс-тестах потребляет до 159 Вт, а с снятыми лимитами – до 164 Вт. Разница, как видим, минимальна. Однако, это не удивительно, ведь первые 56 секунд он работает при максимальных лимитах мощности. Флагманский Core i9-10900K потребляет сильно большее количество ватт при снятии лимитов.

В играх процессор и вовсе можно назвать энергоэффективным, несмотря на старый 14-нм техпроцесс. Согласно показаниям Package Power, процессор отдельно в играх урабатывает порядка 75 Вт, изредка с «прострелами» до 100 Вт, и ещё реже до 160 Вт.

По причине куда меньшего количества активных ядер Core i5-10600K нагревается заметно меньше, нежели флагман, но когда дело доходит на разгона по всем ядрам всё снова-таки упирается в температуры.

Тестирование в бенчмарках и профессиональных приложениях

CineBench R15

Бенчмарк CineBench R15 поддерживает системы с 256 потоками. Он оценивает производительность процессора рендером 3D-сцены, содержащей около 280 000 полигонов.

CineBench R20

Тест CineBench R20 был выпущен из-за резкого увеличения количества ядер процессоров в последние годы, поскольку версия R15 стала проходиться буквально за несколько секунд. Заявляется, что R20 требует в 4 раза больше памяти и нагружает процессор в 8 раз сильнее, чем R15.

3DMark Time Spy (CPU)

Тесты 3DMark демонстрируют общую производительность системы в играх. Однако результат показывается отдельно как для CPU, так и для GPU. Важно отметить, что Time Spy задействует максимум 10 потоков.

Corona 1.3

Встроенный в Corona бенчмарк отлично распределяет нагрузку на множество ядер. В частности, поддерживаются до 72 потоков. Зачастую здесь «решает» количество ядер. Итоговый результат показывается в секундах, затраченных на рендер сцены.

Blender

Бенчмарк Blender тоже хорошо распараллеливает нагрузку по ядрам для рендера сцены. Использовался пресет bmw27. Итоговый результат в секундах, затраченных на рендер.

V-Ray

V-Ray – один из самых старых бенчмарков. В отличии от Blender и Corona, также выставляющих оценку на основе скорости рендера, V-Ray задействует алгоритмы глобального освещения с различными эффектами. Распараллеливание нагрузки отличное.

WPrime

WPrime – любимый инструмент оверклокеров для определения стабильности системы. Исключительно математический тест, распараллеливающийся на любое количество потоков.

В профильных приложениях Intel Core i5-10600K демонстрирует неплохую эффективность. На фоне прямого предшественника за счет появления технологии многопоточности Hyper-Threading производительность возросла местами на 80%, и стала даже чуть больше, чем у i7 образца двухгодичной давности. Увы, в синтетических бенчмарках Core i5-10600K не выдерживает конкуренции с AMD Ryzen схожей ценовой категории.

Тестирование в играх

Процессоры серии i5 всегда были наилучшим решением для игр исходя из соотношения цена/производительность, хотя сама Intel наилучшими всегда называла i7-i9. Производительность Intel Core i5-10600K оценивалась в трёх играх при разрешении FullHD (1920 x 1080) и 4K (3840 x 2160).

Assassin’s Creed Odyssey (DX11)

Assassin’s Creed Odyssey использует движок AnvilNext 2.0 от Ubisoft, на котором также базируется предыдущая часть саги о ассассинах, а также Wildlands. Используется API DirectX 11. Игра сильно процессорозависима.

Metro Exodus (DX12)

В основе Metro Exodus лежит эксклюзивный движок 4A Engine, являющийся демонстратором передовых графических технологий. Поддерживается только DirectX 12, а также есть поддержка технологий NVIDIA RTX, DLSS и HairWorks. В этом тесте эксклюзивные технологии NVIDIA деактивированы.

Shadow of the Tomb Raider (DX12)

Игра базируется на усовершенствованной версии движка Foundation от Eidos Montreal. Поддерживается только API DirectX 12.

Что ж, в играх Core i5-10600K показывает великолепные результаты, опережая все Ryzen, и уступая только решениям серии i9. Однако фактическая разница в производительности не так высока, поскольку игры преимущественно задействуют видеокарту, а не процессор, и гораздо разумнее дополнительный бюджет вложить как раз в GPU.

Говоря кратко, Core i5-10600K – действительно выбор геймера. От старших i9 отстаёт слабо, Ryzen опережает. В некоторых играх при некоторых разрешениях Core i5-10600K, как и старший i9-10900K, демонстрирует несколько странные результаты, уступая даже прямым предшественникам, и особенно при разрешении 4К.

За, против, вердикт

Появись Core i5-10600K в текущем виде два года или хотя бы год назад – это была бы настоящая пушка. 6 быстрых ядер, да ещё теперь и с поддержкой многопоточности – это хорошее предложение. Быстрая работа с памятью, высокие частоты, и, выделю отдельно, хорошие температурные показатели и неплохое энергопотребление – всё это при нём. А ещё при нём рекомендованный ценник в $262, что на фоне цены 6 ядер конкурента, которые уже не сильно отстают про производительности на ядро, как-то дороговато. Более того, 8-ядерник Ryzen 7 3700X стоит даже несколько дешевле, а до его уровня Core i5-10600K, увы, не дотягивает.

Сейчас сложилась такая ситуация, что Intel в роли догоняющего. Ещё до релиза было совершенно очевидно, что реальной конкуренции Core 10-го поколения не смогут показать. Это поколение “на переждать”. Совершенно точно владельцам Core 6-9th Gen обновляться рано. Конкретно Core i5-10600K – это тот же самый Core i7-8700K, получивший надбавку по частотам и хитрые механизмы буст-режимов, что вылилось в примерно +10% чистой производительности.

Активация Hyper-Threading у всех моделей повлияла на положение i5. Покупка Core i5-9600K после выхода Ryzen 3000 стала ну просто бессмысленной. Сильно хуже за сильно дороже – плохой расклад. В свою очередь Core i5-10600K с активным HT не сказать, что выровнял положение, но всё-таки приблизился. Но $262 за 6 ядер в 2020 году – это дорого.

В сухом остатке выводы относительно Core i5-10600K двоякие. На фоне предшествующих i5 – да, прогресс, всё круто. Но на фоне предложений и цен конкурента положение i5-10600K сомнительное. В целом, фанатам Intel понравится, ведь плюсом в сотню-другую мегагерц всё не ограничилось.

Конечно, за платформой Intel остаётся одно огромное преимущество – отсутствие танцев с бубном. У AMD то настрой, это настрой, планы энергопотребления установи, новый BIOS с новым AGESA установи, разгон очень сложный, память крутую купи – дополнительных телодвижений масса, а только после них Ryzen начнёт работать нормально. У Intel же все просто – установил процессор в сокет и поехали.

Хорошо:

Не хорошо:

P.S. Владельцы легендарных Sandy Bridge, Ivy Bridge – всё нормально, сидим спокойно, ещё не время. Осталось не долго этой музыке играть, но пока ещё нет.

Exit mobile version