OCClub

ASUS Crosshair VIII Impact: обзор. X570 и mini-DTX – оверклокерские рекорды, экзотика и зло

Серия материнских плат ASUS Crosshair Impact уникальна. Что правда, не совсем понятно, зачем она вообще нужна. Попытки сборки сверхкомпактной системы на базе платы меньшего формата, чем micro-ATX, в 100% случаев выливаются в лишние траты денег, в проблемы с перегревом и, откровенно говоря, геморрой в изобилии в каждом моменте. Но очень пафосно впихнуть целый ПК в корпус объёмом с 2,5-литровую бутылку колы – это да. И серия таки уникальная. Уникальна настолько, что ASUS Crosshair Impact – единственные платы, выполненные в формате mini-DTX. Это как ITX (170 х 170 мм), но на 33 мм выше – аккурат под двухслотовую видеокарту.

ASUS Crosshair VIII Impact: обзор. X570 и mini-DTX - оверклокерские рекорды, экзотика и зло

В целом, серия Crosshair Impact создана из желания «зарядить» сверхкомпактную плату по самому максимуму. В том числе продвинутыми возможностями разгона, а это уже означает как минимум мощный VRM-узел, места которому на текстолите преступно мало. Это означает богатый функционал, хороший звуковой тракт (и конкретно хороший, а не стандартное “крутой звук господа!”, а там обычный Realtek ALC1220 + пяток кондёров), наличие передовых интерфейсов в нормальном количестве и всё сопутствующее. И если на ATX-текстолите размером 744 см2 всё это разместить можно беспроблемно, то в рамках 345 см2, а именно такая площадь у mini-DTX – это большая проблема. Впихнуть невпихуемое можно, но лишь изобретая велосипед и прибегая к нестандартным топологическим решениям.

Что временами приводит у удивительному. Редкая плата серии ASUS Crosshair Impact не имеет рекордов разгона оперативной памяти. Весомую лепту в это вносит близость слотов памяти к сокету и тот факт, что слота лишь 2. В частности, рассматриваемая сегодня ASUS Crosshair VIII Impact отличилась разгоном оперативной памяти, разогнав модуль до частоты DDR4-5856. Это рекорд частоты ОЗУ, установленный на платформе AMD, и третий в абсолютном зачёте по состоянию на 2020 год.

Но плотность компоновки имеет и ряд негативных моментов, в основном касающихся нагрева. В случае с чипсетом AMD X570, который недалёко ушел в плане тепловыделения от целого узла питания, с отведением тепла ситуация стоит остро как никогда.

OCClub.ru и Олег No1seBR на ваших экранах, и сегодня на местном “Тест’О’дроме” сказ за материнскую плату ASUS Crosshair VIII Impact (официальная страница), или сказ о том, почему X570 в около ITX-формате – это зло. И начнём с удара иголкой в самое сердечко: $430 рекомендованных, превращающиеся в России в цену добрых «Жигулей» – от 32 тысяч рублей. И да, поразительно: российский ценник меньше рекомендованного – где же такое видано?!

Упаковка, комплектация

Плата поставляется в стильной коробке, выполненной в присущих серии ROG чёрно-красных тонах. Учитывая габариты ASUS Crosshair VIII Impact, коробка уж очень крупная, что намекает на богатый комплект поставки.

Оборотная сторона бокса имеет традиционное наполнение: изображение платы, приведены основные технические параметры и разъёмы, а также перечислены ключевые особенности модели. И на этот раз здесь действительно особенности, а не вполне рядовые вещи. К ним производитель относит: хитрое решение с охлаждением чипсета и попутно узла питания; наличие участвующей в охлаждении усилительной пластины сзади; непростой адаптер, превращающий модифицированный слот SO-DIMM в пару слотов M.2 для накопителей; и наконец необычный подход к звуковому тракту. О его элементной базе, как и про все вышеназванное, подробнее в следующем разделе, но для затравки отмечу, что на текстолите звуковой тракт не распаян, а по сути является внешней звуковой картой.

После открытия крышки плата предстаёт перед пользователем сразу «лицом». Частично комплект лежит в небольшом отделении справа от платы, частично под платой на нижнем ярусе коробки.

Комплект поставки ASUS Crosshair VIII Impact под стать коробке и ценнику – богатейший. В него входят:

Прямо говоря, меньшего в комплекте к плате за $430 рекомендованных я и не ожидал. Здесь есть всё для сборки и удобства дальнейшего использования/модернизации и несколько вещий «эдаких». Не совсем уверен, что кабели-удлинители для подсветки когда-то задействуются, ведь подобные удлинители есть в комплекте к всем подсвечиваемым вентиляторам и лентам.

Различные наклейки – не более, чем приятная мишура, а вот особенный адаптер ROG SO-DIMM.2 – это уже вещь необходимая, ведь слотам M.2 непосредственно на текстолите места не нашлось. Вместо этого предполагается устанавливать накопители в адаптер, а адаптер в специализированный слот над видеокартой. Естественно, PCI-Express 4.0 поддерживается.

ASUS ROG SO-DIMM.2 рассчитан под пару M.2-накопителей формата от 2242 до 2280. Радиатор и термопрокладки предусмотрены заранее. Также на нём распаяно два 4-pin разъёма для вентиляторов и один 3-pin 5V для ARGB-подсветки. Непосредственно на самом адаптере тоже есть пяток диодов подсветки.

Удобна ли эта «фича»? – ну такая, компромиссная. Хоть сколько-нибудь приличный процессорный кулер с 120-мм пропеллером просто не помещается с этим адаптером. Справедливости ради, иной реализации M.2-слотов я не вижу. Поставить вертикально, как изредка раньше делали? – лучше уж так, поскольку в материнских платах есть мало вещей, которые хуже, чем вертикальный слот M.2. Всё и так максимально плотно, местами буквально друг на друге, а оборотная сторона текстолита насыщена различными элементами.

Повторюсь, ROG SO-DIMM.2 – штука не идеальная, но иного выхода нет. Придётся либо отказываться от M.2-накопителей вовсе, либо ограничиваться жидкостным охлаждением, либо очень-очень тщательно выбирать воздушный процессорный кулер.

P.S. Ну и вообще к плате такого класса с таким ценником не плохо было бы предоставлять драйвера на флешке.

Внешний вид, особенности

Как обычно детальное ознакомление начинаем с форматов и осмотра системы крепления. ASUS Crosshair VIII Impact выполнена в уникальном формате mini-DTX с фактическими габаритами 170 х 203 мм. Ширина идентична ITX-формату, но если ITX предполагает размещение единственного PCI-Express x16 слота на самом краю текстолита, и, соответственно, видеокарта как бы свисает под платой, то mini-DTX на 33 мм расширен вниз аккурат под видеокарту стандартной толщиной в 2 слота.

На самом деле решение довольно интересное. Сверхкомпактные корпуса под ITX-плату почти всегда имеют отсек под плату больший, чем требуется, и это сделано специально, чтобы поместилась приличная видеокарта. Инженеры ASUS просто решили не давать пропасть драгоценной в рамках малого формата площади, а задействовать для расширения функционала.

Кратко говоря, внедрённый ASUS формат mini-DTX – реально годное решение, поскольку совместимость с большинством корпусов остаётся, компактные габариты остаются, а полезной площади текстолита пусть и лишь на ~15%, но больше.

Плата крепится лишь на четыре точки практически по углам. Фиксируется жестко, и в том числе не «гуляет» нижний край текстолита. Не в последнюю очередь жёсткости придаёт алюминиевая пластина, установленная с оборотной стороны платы.

Бэкплейт покрывает все тыльную сторону за исключением рамки сокета, небольшого околосокетного пространства и отверстий для крепления к корпусу. Она здесь не только для красоты и защиты тыльной стороны платы, но также принимает участие в охлаждении и даже имеет немаленькую тепловую трубку.

Трубка снимает тепло с тыльной стороны узла питания (просто с тыльной, не с компонентов), с пары DrMOS-сборок питания SoC и ещё нескольких компонентов. Задумка хорошая, но реализация прихрамывает. Заметно, что верхняя и нижняя термопрокладка соприкасается с элементами узла питания едва-едва. Впрочем, абсолютно типичная для ASUS ситуация.

Непосредственно тыльная сторона текстолита чрезвычайно нашпигована. Непросто найти на плате хотя бы участок 2х2 см без каких-то элементов. Крепление радиаторов узла питания винтовое, как и все прочие. По всему правому краю распаяны 14 диодов адресной подсветки, которые дают приятный мягкий фоновый свет.

К слову, тыльная подсветка – единственная зона подсветки ASUS Crosshair VIII Impact, за исключением нескольких диодов на адаптере ROG SO-DIMM.2. Для подключения дополнительных диодных лент/пропеллеров с подсветкой есть по одному 4-pin 12V RGB и 3-pin 5V ARGB разъёму, и ещё один 3-pin есть на вышеупомянутом модуле.

С точки зрения дизайна… дизайна здесь почти и нет. Это чёрная маленькая плата с чисто утилитарным внешним видом. По-видимому, банально нет простора, где дизайнерам разгуляться. Потрудились лишь над кожухом над портами ввода-вывода, параллельно являющимся охлаждением чипсета X570 и VRM-узла, и к его разбору и переходим.

Казалось бы, кожух довольно большой, даже пара мелкокалиберных жужжалок влезла, и наверное, под ним матёрый радиатор… и он есть, но в идеальном мире. Скажем так, «мяса» там много, а вот радиатора почти что нет.

Здесь конструкция очень сложная. Это железная рамка с рядом навесных элементов скрученных/склеенных между собой. Один пропеллер охлаждает чипсет AMD X570 и дует непосредственно на его радиатор, попутно слегка охлаждая всю конструкцию. Второй пропеллер продувает маленький радиаторный стек и охлаждает преимущественно рамку. Этот бутерброд отводит тепло от чипсета, транзисторных сборок и катушек индуктивности, и в кое-то веке ASUS нормально подобрала размер и толщину термопрокладок. Оба вентиляторы производства Delta, диаметром 30 мм, маркировкой ASB0312HP-00 и, судя по звуку, скорости вращения у них разные, и оба «маслают» как противные 30-мм жужжалки.

Обычно мелкие вентиляторы довольно быстро выходят из строя, но здесь постарались. ASUS говорит, что мол они “ходют” 60 тыс. часов (почти 7 лет). В каталоге Delta такой модели нет, но ASUS называет эти пропеллеры Delta Superflo, а Superflo – это тип подшипника, являющийся, по сути, модифицированным подшипником скольжения. С ним Delta обещает 50 тыс. часов наработки. Но у вентиляторов на подшипнике Superflo в маркировке должна присутствовать литера “U” вторым знаком, а в ASB0312HP-00 её вообще нет. В общем, ничего не понятно, и остаётся верить, что таки пропеллеры выносливые.

Конструкция, конечно, весьма экзотическая, и даже возможно красивая, но эффективность такого подхода хромает на обе ноги по целому ряду причин. ASUS, при всём уважении, вы действительно предлагаете охлаждать десяток 70-амперных фаз вот этим куцым куском алюминия с никакущей площадью рассеивания? Да вон у чипсета радиатор почти такой же! Вентиляторы по большей части охлаждают не пластинчатый радиатор, а корпус всей этой приблуды. Просто потому, что пластинчатые радиаторы ну слишком маленькие. 60 градусов на чипсете в простое – увы, это реальность. И характерный писк мелких вентиляторов в довесок.

К чему вопросов нет, так это к узлу питания сокета AM4. Он базируется на 8-канальном контроллере Digi+ EPU ASP1405I. Узел питания выполнен по формуле 8+2, где 8 фаз на Vcore и пара на SoC, но де-факто на Vcore приходится только 4 фазы. На каждый канал контроллера идёт двойной набор силовых компонентов. Пару лет назад ASUS полностью отказалась от удвоителей, заявив, что конструкция VRM с слепым параллелизмом значительно лучше в переходных моментах, поскольку не требует деления сигнала ШИМ от контроллера пополам на каждую фазу. Возможно, это и так, но не исключено, что истинная причина в том, что качественные даблеры очень недешёвые.

Абсолютно все транзисторные сборки представлены Infineon TDA21472 – вот уж где расщедрились так расщедрились. Это первоклассные сборки с допустимым постоянным током до 70 А, что даёт 140 А на фазу Vcore по топологии ASUS Crosshair VIII Impact. Максимально теоретически плата может обеспечить 560 А постоянных на процессорные ядра, чего более чем достаточно даже для 16-ядерника AMD Ryzen 3950X с разгоном под азотом.

И хорошо бы под такие возможности распаивать пару 8-pin разъёмов дополнительного питания, или хотя бы 4+8, но плата получила лишь один 8-pin разъём, но необычный, а ProCool II. Как это реализовано толком непонятно, но ASUS обещает увеличенный срок службы, меньшее сопротивление и нагрев. Вероятно, дело банально в чуть утолщенных контактах с золотым покрытием. Что правда, при таком подходе вопрос к качеству разъёма от блока питания остаётся открытым. Выпаленные разъёмы PCI-E Power на видеокартах я не видел ни разу, а вот выпаленные со стороны кабеля от блока – в изобилии.

Все необходимые разъёмы сосредоточены по правому краю текстолита. Помимо вышеназванного ProCool II, здесь распаяна 24-pin колодка питания, штырьковой USB 3.0 и USB 3.2 Type-C для разъёмов корпуса, 4х SATA 6 Гбит/с. Присутствует аппаратная и красиво оформленная кнопка включения.

Ещё чуть ниже выведены штырьковые колодки USB 2.0, штырьки для подключения фронтальной панели корпуса, специализированный коннектор Node (для мониторинга, к примеру, блоков питания ROG Thor), штырьки для подключения датчиков потока жидкости и внешнего датчика температуры, кнопки Safe Boot и ReTry и переключатель Slow Mode, который пригодится при экстремальном разгоне.

В левом-нижнем углу находится нечто, очень похожее на разъём M.2 для накопителя, да и радиатор поверх намекает, но в действительности сюда подключается звуковая карта. Она распаяна на некрупном текстолите, но это не мешает быть звуку ASUS Crosshair VIII Impact лучше, чем у добрых 95% современных материнских плат. ASUS объясняет звуковой тракт в виде отдельной платы тем, что так якобы наводок от системы питания меньше. Скорее всего это тоже вносит свою лепту, но истинная причина в малом пространстве, из-за чего пришлось городить такие «бутерброды»

Помимо аудиокодека SupremeFX S1220 (это модифицированный Realtek ALC1220), звуковой тракт получил японские конденсаторы Nichicon, а также отдельный операционный усилитель ESS ES9023P. Звук действительно хорош.

Поверх мини-платы небольшой металлических шилдик с надписью SupremeFX Impact IV, выполняющий исключительно декоративную функцию.

Слот PCI-Express x16 лишь один, армированный. Как и положено, к нему подходят все 16 линий PCI-E. Естественно, при установке процессора серии Ryzen 3000 он будет работать в режиме PCI-E 4.0.

Над ним расположен специфический слот SO-DIMM 2. Напомню, он предназначен для пары M.2-накопителей. Они тоже будут работать в режиме PCI-E 4.0, но стоит учитывать, что с установленным адаптером процессорный кулер с стандартным 120-мм «карлсоном» попросту не влезет.

Насыщение панели ввода-вывода отличное. Здесь есть:

Обратите внимание, что у ASUS Crosshair VIII Impact полностью отсутствуют видеовыходы, то есть установка гибридного процессора полностью лишена смысла. Во-вторых, перед нами большая редкость: порты USB 2.0 отсутствуют полностью.

Даже удивительно, сколько всего ASUS смогли сюда впихнуть, пожертвовав только видеовыходами. Отдельного упоминания достоин индикатор POST-кодов – действительно классная штука, да и реализация удобная, не говоря уже о том, что он вообще есть. Разъёмов USB в изобилии, расстояние между ними адекватное, так что мешать тела штекеров USB друг другу не будут.

Подводя промежуточный итог, как предмет обзора ASUS Crosshair VIII Impact великолепна. Необычные технические решения просто по всей площади текстолита не оставят энтузиаста равнодушным. Местами реализация, конечно, спорная, местами даже очень, но скромные габариты и даже инновации позволяют прикрыть на это глаза.

Тестирование

Как известно, материнская плата не оказывает никакого влияния на количество fps в играх и «попугаев» в бенчмарках. При тестировании разница сводится к 1%, что легко списывается на погрешность измерений. Задача материнской платы – обеспечивать функционал, необходимые разъёмы, и качественно держать разгон. Поэтому в обзорах «материнок» мы уделяем больше внимания особенностям поведения платы, интересным «фишкам», в целом описанием годных и не очень моментов, нежели её тестам в играх и синтетических бенчмарках.

Торчащий SATA-кабель намекает на использование соответствующего накопителя, хотя обычно в тестах мы используем более быстрый NVMe. Всё дело в том, что при установке процессорного кулера с 120-мм пропеллером плата SO-DIMM 2, куда устанавливаются NVMe M.2-накопители, попросту не помещается. Кроме того, любой кулер будет нависать над слотами для оперативной памяти, препятствуя установке модулей с высокими радиаторами.

С стоковых 3900 МГц по всем ядрам AMD Ryzen 3 3100 удалось разогнать до 4,3 ГГц (подняв напряжение до 1,315 В), и даже до 4,4 ГГц при напряжении 1,33 В.

Память тоже разогналась, но выдающимся этот результат не назвать. DDR4-3333 при таймингах 16-18-18-36 – вот и вся история. Зато отмечу меньшие на пару наносекунд задержки обращения к памяти, чем на стандартных полноформатных платах.

Но дело наверняка не в плате, а в комплекте памяти HyperX Fury DDR4-3000 (на фото Patriot-овская память, но на ней только пробные полёты были). Выше 3333 МГц комплект HyperX не ходит. В тоже время в Сети есть результаты с разгоном в руках обычных пользователей до режимов DDR4-4600 и выше, да и рекордные для AMD-платформы DDR4-5856 говорят сами за себя.

65-ваттный процессор, пусть и в разгоне, узел питания на мощных 70-амперных сборках едва почувствовал. На радиаторе температура около 45 градусов, а на самих транзисторных сборках около 55. Любопытно, но чипсет X570 и то прогревается сильнее (60 в простое), так что зря я на слабенькое охлаждение сетовал в предыдущем разделе. А вот на мелкие пропеллеры не зря. Вентилятор чипсета – ~5500 об/мин. Вентилятор VRM – ~3500 об/мин. 30-мм «карлсон» при таких оборотах издаёт высокочастотный неприятный звук.

В эксплуатации плата сложная. С чрезвычайно плотной компоновкой становится проблемно что-либо подключить. Обладателям мощных пальцев придётся нелегко.

А вот каких-то особенностей поведения ASUS Crosshair VIII Impact выделить не могу. Обычная плата, работает, частоты держит, не греется, не перезагружается, не зависает – всё ок.

За, против, вердикт

ASUS Crosshair VIII Impact – это концентрат топовой материнской платы. Но приведение в состояние концентрата потребовало ряда необычных технических решений, чем в общем-то серия Crosshair Impact и славна.

Абсолютно каждый представитель серии Crosshair Impact – это продукт нишевый. Его никак нельзя рекомендовать к покупке рядовому пользователю, да и энтузиасту тоже далеко-далеко не каждому. Стоит осознавать, что собирая систему на базе платы ITX, а mini-DTX от ITX ушёл недалеко, будет переплата, будут проблемы, да и в целом такая система должна быть очень тщательно спланирована заранее. Нужно ли при таких раскладах настолько богатое оснащение, такой функционал разгона и всё прилагательное? – вопрос сложный.

С дополнительным проблемами на этот раз инженеры ASUS столкнулись из-за чипсета AMD X570, тепловыделение которого сродни целому VRM-узлу. Да что там говорить, непосредственно у ASUS Crosshair VIII Impact чипсет оказался горячее, чем транзисторные сборки. Конечно, нагрузить 70-амперные сборки в количестве 8 штук проблематично будет любым процессором. Итого, несмотря на очень спорную реализацию охлаждения и изначально горячие компоненты, перегревающейся Crosshair VIII Impact я не назвал. Определённая, сильно помогают два мелких 30-мм пропеллера, только вот такие пропеллеры при оборотах 3500 и 5500 воют неприятно, и звук такой, проникающий. Но вроде должны быть живучие, во всяком случае заявляется 60 тыс. часов наработки (а Delta для всех пропеллеров на таком подшипнике заявляет 50 тыс.).

Неприятная ситуация получилась с дочерней платой для M.2-накопителей, а иного посадочного места для M.2 просто нет. Перечень совместимых систем охлаждения ограничен исключительно СВО и простыми воздушными кулерами с небольшими ~90 мм вентиляторами. Если кулер с 120-мм «карлсонами» – M.2 давай до свидания.

При этом у ASUS Crosshair VIII Impact есть просто всё. Отличный узел питания, встроенный Wi-Fi, все современные интерфейсы, действительно хороший интегрированный звук с операционным усилителем, да вообще всё есть.

Это мой обзор, а значит и мнение в нём будет моё. И по моему мнению Crosshair VIII Impact – плата классная, с ней было интересно иметь дело, но себе бы я такую не купил, и даже на бесплатно предоставленном образце систему бы тоже не собирал. Дело даже не в ценнике. Просто по моим идеологическим взглядам на «железо», формат ITX и подобные в целом являются бессмысленными для покупателя, и вдвойне, когда в них пытаются утрамбовать топовое комплектующие, но в тоже время нужными производителю как показатель мастерства. Поэтому Crosshair VIII Impact – это особое решение.

Хорошо:

Не хорошо:

Exit mobile version