«Семидесятые» видеокарты NVIDIA с маркировкой вида xx70 всегда имели отличное соотношение цена/производительность. Были, конечно, и тёмные пятна на репутации с странными решениями, вспоминая уже баянистую историю про “3,5 ГБ”, да и в отношении именно xx70 чаще всего поднимается тема с искусственным занижением производительности. Но всё же в удачности поголовной каждой видеокарты из этой серии сложно спорить. Почётное родовое древо просто обязывает последнюю реинкарнацию «семидесятой», GeForce RTX 3070, быть не менее мощным предложением. В этом поколении видеокарт особенно.
А почему же? – а ныне AMD на радость своим фанатам наконец отважилась на покорение рынка High-End видеокарт. Ранее Vega 64 соперничала с тогдашней GTX 1070 поскольку-постольку, Radeon RX 5700 XT конкуренции с GeForce RTX 2070 не выдерживала, а вышедшая чуть позже RTX 2070 Super вбила анкер в положение AMD на рынке топовых видеокарт. Да, ещё можно вспомнить Radeon VII, который мог, но это исключительно имиджевая вещь, где про цена/производительность грешно говорить. Более года заголовки новостей про “большой Navi” и “убийцу NVIDIA” мелькали постоянно. И AMD таки выпустила Radeon RX 6000, младшая из которых, Radeon RX 6800, дерзко оценена дороже GeForce RTX 3070 – когда же такое было, чтоб AMD-шная карта была дороже прямого конкурента от NVIDIA?
В свою очередь «зелёный» лагерь к мощному соперничеству тоже готовился заранее. GeForce RTX 3070 по крайней мере «на бумаге» выглядит как зверь. Для завтраки достаточно сказать, что непосредственно чипмейкер говорит о превосходстве RTX 3070 над флагманом предыдущего поколения – RTX 2080 Ti. При этом ценник меньше кратно – $500 против $1200. Говоря иными словами и снова про цена/производительность, моща стала доступнее на 240%, чем два года назад. Сравнительно с прямой предшественницей, GeForce RTX 2070, производительность увеличилась на 60% при аналогичной цене – вот это прогресс, а не вот то, что при переходе GTX 1000 > RTX 2000 было.
На этот раз без любимых мной длинных вступлений ближе к сути. А по сути OCClub.ru на ваших экранах и Олег No1seBR с обзором Palit GeForce RTX 3070 JetStream OC (официальная страница). Увы, по прошествии месяца ситуация с доступностью остаётся печальной, а лайфхак для отважных уже не сработает. В станах СНГ, как и по всему миру, видеокарт нет или слишком дорого, а непосредственно NVIDIA говорит о конце дефицита лишь к весне.
GeForce RTX 3070 и GPU GA104-300
Подробно с аппаратными особенностями видеокарт NVIDIA на архитектуре Ampere можно ознакомиться в нашем обзоре GeForce RTX 3090. В этом разделе речь пойдет конкретно про видеокарту GeForce RTX 3070 и лежащий в её основе графический процессор GA104-300, без отвлечений на новые RT-, Tensor-ядра и прочие фундаментальные нововведения.
Начать стоит с того, что непосредственно по графическому процессору видна несколько иная сегментация модельного ряда. Если у RTX 2070 был GPU TU106, который формально можно к третьему классу, то RTX 3070 на ядре GA104 – формально второй класс. Ранее 104-ые ядра были лишь у старших карт серии xx80. То есть с большой натяжкой технически RTX 3070 является скорее преемницей RTX 2070S/RTX 2080/RTX 2080S, нежели оригинальной RTX 2070, но всё же параллели будут проводиться именно с ней.
Подобно флагманскому чипу GA102, и в отличии от A100, GA104 производится на мощностях Samsung по 8-нм техпроцессу. Переход с 12 нм на 8 нм почти двукратно увеличил показатель плотности транзисторов – 24,3 млн/мм2 против 44,4 млн/мм2. Площадь ядра – 392 мм2, что даже меньше, чем у RTX 2070 (445 мм2), и это при увеличении транзисторного бюджета с 10,8 до 17,4 млрд. Стоит учитывать, что при этом плотность теплового потока сильно увеличилась, что наряду с сильно увеличенным потреблением привело к повышенным требованиями к системе охлаждения.
GA104 в модификации 300 – не полновесный GPU. Полновесная версия GA104 имеет 50 SM-блоков, и не применяется нигде из, вероятно, экономических соображений. Но не исключено, что через год 8-нм техпроцесс Samsung будет отлажен, и выйдет абстрактная RTX 3070 Super на полновесном ядре и обновленной подсистемой памяти. Позже более урезанные версии GA104 будут применяться в видеокартах попроще. Ближайшая – RTX 3060 Ti, запланированная на 2 декабря, и которая будет быстрее RTX 2080S.
В составе GeForce RTX 3070 ядро GA104 усечено чуть-чуть – на 2 SM-блока. В итоге остаются активными 48 SM, что эквивалент 5888 CUDA-ядрам. На каждый SM-блок приходится по RT-ядру и по четыре Tensor-ядра. Стоит отметить аж 96 конвейеров рендеринга (ROP), что стало возможным после их переноса прямо в GPC (Graphics Processing Clusters), без привязки к шине памяти. Для понимания, ранее 96 ROP было только у Titan RTX на полном ядре TU102. Теоретически RTX 3070 должна показывать великолепную за свои деньги производительность в задачах рендеринга.
К удивлению, NVIDIA решила не апгрейдить подсистему памяти. 8 ГБ GDDR6 с частотой 14 ГГц, 256-битной шиной памяти и 448 ГБ/с пропускной способности – всё ровно как у RTX 2070. Как факт всю надбавочную производительность обеспечил исключительно новый GPU и только. Снова-таки, ждём RTX 3070S на скоростных чипах GDDR6X.
GeForce GTX 1070 – помянем, прожимая F. Это была последняя «семидесятая» с поддержкой SLI. Более того, среди линейки GeForce RTX 3000 упразднили работу в тандеме ещё и RTX 3080. Естественно, обозреваемая GeForce RTX 3070 в SLI тоже не может.
NVIDIA выпустила собственные референсные варианты RTX 3070, которые будут продаваться параллельно моделям от AIB-партнёров на протяжении всего жизненного цикла архитектуры Ampere. В отличии от RTX 3080 и RTX 3090, дизайн пока самого младшего представителя серии более привычного вида.
Ну а мы знакомиться с бестселлером будем на примере нереференсной модели от Palit в далеко небедном исполнении JetStream.
Упаковка, комплектация
Palit GeForce RTX 3070 JetStream OC поставляется в типичной Palit-овской коробке. Очень явно выделяется лого OC, говорящее про наличие заводского разгона. И в кое-то веке перед нами адекватное OC Edition, а не стыдные 1,5% надбавочной частоты. Если референсы и версия без “разгона из коробки” функционирует при частоте до 1725 МГц, то JetStream OC – до 1815 МГц. Похвально.
Сзади перечислены технические спецификации аж на 13 языках. Что правда, местные спецификации – это поддержка DirectX 12 и OpenGL 4.6.
Ранее Palit всегда указывала рекомендации по блоку питания прямо на коробке, но не теперь. Между тем, на официальной странице рекомендуется как минимум 650-ваттный БП. Непосредственно видеокарта в стоке может «съесть» до 270 Вт в пике в стрессовых нагрузках, так что рекомендация особо без запаса.
Внутри типично: карта в антистатическом пакете и в мягкой форме. Защита обеспечена хорошая. В комплекте поставляется переходник с 2х 4-pin Molex на 8-pin PCI-E Power.
Также поставляется кабель 3-pin кабель для ARGB-подсветки. Вот за это спасибо Palit. Радость от этого кабеля обусловлена тем, что подсветка у видеокарт этого вендора была и ранее, но синхронизировать её с системами подсветки ASUS, ASRock, MSI и прочими было нельзя. Сильно постаравшись с сторонним софтом всё же можно, но путь тернист. Теперь же видеокарта подключается к плате или внешнему контроллеру подсветки просто как дополнительная диодная лента.
Внешний вид, система охлаждения, плата
Palit GeForce RTX 3070 JetStream OC создаёт иллюзию. По фото кажется, что это обычная двухвентиляторная видеокарта +- типичных габаритов, но это 300-мм полуторакилограммовый «кирпич», а местные вентиляторы не мелкотня, а с крупной 95-мм крыльчаткой.
В длину адаптер занимает 304 мм, что сопоставимо с трёхвентиляторными системами охлаждения, он на 26 мм возвышается над кронштейном крепления, а ширина – 60 мм. Номинально это 2,7 слота расширения, но стоит рассчитывать на три полноценных. При такой толщине возможны проблемы при установке адаптера в корпус «понтовым» образом вертикально, ну а при традиционном размещении Palit GeForce RTX 3070 JetStream OC поместится в любой приличный корпус формата Mid-Tower и крупнее.
К счастью, Palit отказалась от глянцевых элементов на кожухе системы охлаждения. Кожух цельнопластиковый, иероглифы меж пропеллеров – металл, и лишь надписи JetStream глянцевые, но они внешний вид спустя пару лет не попортят. Подсвечивается надпись на верхнем торце системы охлаждения.
Кстати говоря, подсветка сделана не чисто для галочки, а на ARGB-диодах, где каждый светится отдельным цветом. Диодов достаточно, надпись переливается очень плавно. Напомню, ранее Palit использовала только простые RGB-диоды.
С оборотной стороны текстолит прикрыт усилительной пластиной. Она не фейковая – нормальная металлическая, однако в охлаждении она не участвует, ведь термопрокладок нет. А жаль, лишним бы не было.
AIB-партнёры с радостью подхватили тренд с продуваемой насквозь системой охлаждения. Ну как “тренд” – это давно забытое старое. Подобные конструкции применялись ещё декаду назад, но после как-то вышли из моды, хотя подход рабочий.
На панели видеовыходов стандартный для GeForce RTX 3070 набор: трио DisplayPort 1.4a и один HDMI 2.1.
Теперь изучим Palit GeForce RTX 3070 JetStream OC детальнее, как обычно начиная с системы охлаждения. С места в карьер сразу о главном – радиатор ну просто изумительный, почти как Noctua сделала.
Целиком никелированный, с хорошей обработкой основания (не в зеркало, но всё же), с пайкой рёбер к трубкам и обработкой торцов рёбер – красота. При желании можно придраться к неравномерному расположению теплотрубок в теле, но к качеству исполнения вопросов нет.
Направленные вертикально рёбра обеспечат лучший отвод тепла непосредственно от видеокарты, но большая часть нагретого воздуха будет оставаться внутри системника. К сожалению, массивный радиатор охлаждает только графический чип.
«Радик» продувается парой 95-мм пропеллеров Apistek GAA8S2U на базе двойных шарикоподшипников. Обычно для подшипника такого типа заявляется огромный ресурс свыше 100 тыс. часов. Palit подобных данных не приводит, но двойной шарикоподшипник «ходит» долго в любом случае. При малой нагрузке пропеллеры умеют останавливаться полностью, что сразу в копилку плюсов.
Основной радиатор – лишь часть системы охлаждения. Вся плата прикрыта крупной толстой пластиной с дополнительным оребрением. Она, во-первых, отводит тепло от микросхем памяти и узла питания, и, во-вторых, обеспечивает жёсткость конструкции. «Винтом» под собственным весом через пару лет Palit GeForce RTX 3070 JetStream OC не пойдёт.
Переходим к плате и… 2х 8 pin PCI-Express Power? – не жирновато ли на 270-ваттный TDP «наливать» 375 Вт мощности? В референсной версии Founders Edition один новый 12-pin разъём питания NVIDIA, так-то эквивалентный по мощности 2х 8 pin PCI-E, но комплектный кабель питания имеет лишь половину контактов. Ну, больше не меньше.
Референсная плата NVIDIA GeForce RTX 3070 Founders Edition (PG141)
Непосредственно схематика платы так называемая “околореференсная”. За основу взята эталонная плата от NVIDIA, но она подверглась модификации. И вообще Palit нет-нет, да и любит подсэкономить (благо, грамотно), не здесь относительно эталонной платы даже улучшение! Питание ядра обеспечивают разом два 8-канальных контроллера uPI Semiconductor uP9512R, управляющие 12 фазами (у референса 9). Питание подсистемы памяти изменений не претерпело – 2-канальный контроллер uP1666Q и две фазы. Все контроллеры питания распаяны с обратной стороны платы.
Силовые каскады – 50-амперные Alpha & Omega AOZ5311NQI, как и у эталона. Схема питания сделана с изрядным запасом.
Чипы памяти GDDR6 от Samsung (K4Z80325BC-HC14). По каталогу они рассчитаны на 14 ГГц, при 14 ГГц в составе Palit GeForce RTX 3070 JetStream OC и работают, но также эти микросхемы славны неплохим разгонным потенциалом ещё с видеокарт прошлого поколения. К тому же, видеокарты RTX 3000 получили переработанный контроллер памяти, сами чипы здесь близко распаяны к GPU, и все охлаждаются. Это даёт надежду на бодрый разгон по памяти.
Среди прочего на плате распаян переключатель VGA-BIOS, и, соответственно, две микросхемы BIOS. В случае «зелёных» видеокарт я считаю это тратой бюджета. Любые изменения BIOS драйвер NVIDIA зарубит на корню, просто не приняв видеокарту. Тайминги памяти не подправить, лимиты мощности вручную не расширить и не заузить, частоты не изменить – перепрошивка видеокарт NVIDIA бесполезна. Настойки в них заданы одинаковые, кроме лимита мощности – 270 Вт на “Performance Mode” и 250 Вт на “Silent Mode”. На практике разница крайне малозаметна.
Итого пока Palit GeForce RTX 3070 JetStream OC выглядит ладно сбитой хорошей видеокартой. Металлический бэкплейт и усилительная пластина не дадут через время появиться изгибу, к которому полтора кило массы и 304 мм длины предрасполагают. Система охлаждения сделано хорошо, всё охлаждается, но хотелось бы у такого можно даже сказать «богатого» исполнения видеть термопрокладки между бэкплейтом и платой. Непосредственно плата радует: усиленная схема питания, большой запас по дополнительному питанию, Samsung-овские чипы памяти, признаков упрощения нет.
Тестирование
Рекомендованные NVIDIA частоты работы GeForce RTX 3070 – 1500-1725 МГц для ядра и 14 ГГц для памяти GDDR6, а лимит TDP (то есть на всю видеокарту) – 220 Вт. К сожалению, AIB-партнёры с заводским разгоном видеопамяти что-то совсем перестали «баловаться», и в том числе Palit, но OC-версии по-прежнему предлагают все.
В нашем случае рассматривается OC-версия с приличным заводским разгоном до 1815 МГц. Кроме того, у Palit GeForce RTX 3070 JetStream OC расширен лимит мощности до 270 Вт – один из самых высоких показателей среди RTX 3070! К слову, не-ОС версия тоже имеет расширенный до 250 Вт лимит, что почётно.
Фактические и заявленные частоты работы в зависимости от системы охлаждения, платы, и лимита мощности у видеокарт на архитектуре Ampere могут сильно различаться, так что незамедлительно переходим к тестам.
Не изменяя традициям сперва о стоке. При стрессовой нагрузке в FurMark частота держалась стабильно на 1965 МГц. Температура – 72 градуса, при этом пропеллеры раскрутились лишь на 62% (~1650 об/мин). В таком режиме шум видеокарты уже различим на фоне системы, но как для 270-ватт – это отличный результат.
При более гуманной нагрузке 3DMark Fire Strike «охлад» показал себя ещё лучше. Во-первых, между прогрузками сцен видеокарта успевала настолько остыть, что уже отключала вентиляторы (до 40 градусов!). В пике чип прогрелся до 67 °C, обороты ~1200 как максимум, что почти бесшумно. А вот частоты работы особо и не выросли – те же 1965 МГц, но примерно половину времени 2010 МГц. Результат теста составил 34 313 «попугаев» по Graphics Score.
Инструмент OC Scanner, в автоматическом режиме разгоняющий ядро, а теперь и видеопамять тоже (!), выдал изумительные результаты. Ну, в минус не ушли – и на том спасибо.
«Ручками» дело пошло бодрее. Начнём с видеопамяти: с стоковых 14 ГГц частота выросла до 14,9. Призваться честно, я ожидал результата получше, ведь все предпосылки к этому есть. А вот разгон графического процессора задался – +139 МГц. И это на фоне того, что ещё “на заводе” чип был разогнан на +90 МГц.
В таком режиме в том же Fire Strike результат вырос до 35 756 – +1443, что +4,2%. Мда, на скриншотах GPU-Z всё выглядело как-то веселее.
Разгон система охлаждения вообще не почувствовала. Те же 1600 об/мин (61%), те же 72 градуса. Кстати, несмотря на неизменные температуры, GPU стал всё же быстрее. В Furmark частота постоянно колебалась 2070-2130 МГц.
В контексте обзора Palit GeForce RTX 3070 JetStream OC нельзя не упомянуть фирменную утилиту ThunderMaster, ведь несколько месяцев назад она получила крупное обновление. Старая версия ThunderMaster ну откровенно была не очень. Новая версия в корне переработана, и она вполне приличная.
Помимо очевидного в виде куда более удобного и красивого интерфейса, ThunderMaster получила встроенную функцию OC Scanner и были исправлены неприятные проблемы. К примеру, теперь утилита не конфликтует с популярной MSI Afterburner.
Тестирование в играх
NVIDIA GeForce RTX 3070 – избыточно мощная видеокарта для «народного» разрешения 1920 х 1080, да и непосредственно чипмейкер приводил результаты тестов как минимум в 2560 х 1440. В нашем случае тестирование проводилось при разрешении QWHD (2560 х 1440) и 4К (3840 х 2160).
Стоит отметить, что в текущих реалиях 8-гигабайтного видеобуфера в красивых играх при 4К-гейминге ещё достаточно, пусть уже не во всех. В будущих играх 2021-2022 года он уже станет ограничивающим фактором.
Borderlands 3 (DX11)
Borderlands 3 базируется на доработанной версии движка Unreal Engine 4. Она может использовать как API DirectX 12, так и DX11. В нашем случае тестировалась DX11-версия, поскольку DX12 очень долго грузится, а разработчик что-то не спешит это исправлять.
Assassin’s Creed Odyssey (DX11)
Assassin’s Creed Odyssey использует движок AnvilNext 2.0 от Ubisoft, на котором также базируется предыдущая часть саги о ассассинах, а также Wildlands. Используется API DirectX 11. Игра сильно процессорозависима.
Control (DX12)
Control базируется на совершенно новом движке Northlight от студии Remedy. Игра может использовать как API DirectX 12, так и DX11, также поддерживает трассировку лучей в реальном времени (NVIDIA RTX) и сглаживание DLSS. В нашем случае активен DX12, а RTX и DLSS отключены.
Metro Exodus (DX12)
В основе Metro Exodus лежит эксклюзивный движок 4A Engine, являющийся демонстратором передовых графических технологий. Поддерживается только DirectX 12, а также есть поддержка технологий NVIDIA RTX, DLSS и HairWorks. В этом тесте эксклюзивные технологии NVIDIA деактивированы.
Shadow of the Tomb Raider (DX12)
Игра базируется на усовершенствованной версии движка Foundation от Eidos Montreal. Поддерживается только API DirectX 12.
The Witcher 3 (DX11)
Третья часть саги о похождениях Геральта вышла в 2015, но и по сей день представляет собой вызов для компьютерного «железа». Лежащий в основе движок REDengine 3 был специально разработан для игр с открытым миром. Он использует API DirectX 11 с тесселяцией и рядом эффектов постобработки. Из соображений нейтральности технология HairWorks была отключена.
DOOM Eternal (Vulkan)
Основанная на движке id Tech 7, DOOM Eternal работает исключительно с API Vulkan. Игра великолепно оптимизирована. Стабильно высокий fps показывают все видеокарты даже на предустановке Ultra Nightmare, на которой тестирование и проводилось.
Тестирование производительности с RayTracing и DLSS
Metro Exodus (DX12), RTX
Control (DX12), RTX/RTX + DLSS
За, против, вердикт
Итог начнём с общего положения GeForce RTX 3070 на рынке. Первоначальные заявления NVIDIA о производительности сравнимой с флагманом предыдущего поколения, GeForce RTX 2080 Ti, оказались не пустословны. Новинка ненамного, но превосходит ветерана почти во всех играх. Ситуация при активации RayTracing аналогична.
В общем-то, это не слишком удивительно. Каждое поколение всё как по лекалам: «семидесятая» близка к флагману предыдущего поколения. Что правда, в этот раз предложение слаще, поскольку 700-долларовая разница в цене между RTX 3070 и RTX 2080 Ti – это круто. А в прошлый раз дельта в цене между RTX 2070 и GTX 1080 Ti составляла лишь $200.
GeForce RTX 3070 получила существенно более мощный графический процессор, а вот подсистема памяти осталась неизменной – 8 ГБ GDDR6 и 256-битная шина. Некоторые игры при разрешении 4К уже опасно близки к переполнению видеобуфера. Пока ещё достаточно, но игры следующего поколения, выпущенные с учетом возможностей новых консолей, будут обладать большими аппетитами. Конкуренция с Radeon RX 5800 за чуть дороже, но 16 ГБ памяти, будет очень ожесточенной.
GeForce RTX 3070 – это “Выбор редакции” и никак иначе.
Что касается исполнения JetStream OC от Palit – всё отлично от и до. Грамотная система охлаждения с никелированным радиатором и парой 95-мм пропеллеров, есть бэкплейт, расширенный с 220 аж до 270 Вт лимит мощности, усиленная плата с огромным запасом по питанию, один из самых больших среди RTX 3070 заводской разгон и какой-никакой дополнительный потенциал. Также стоит отметить большую жёсткость конструкции – эта видеокарта «винтом» не пойдёт. Если придираться, хотелось бы между бэкплейтом и платой видеть термопрокладки, которые у предыдущих JetStream были, и раз уж всё остальное сделано на высоком уровне. Также не очень эстетично смотрятся кабели питания прямо в середине торца адаптера, но здесь без вариантов.
К сожалению, пока оценить положение Palit GeForce RTX 3070 JetStream OC на фоне прочих RTX 3070 не представляется возможным. Но обычно JetStream-ы оцениваются на уровне нереференсов “средней руки”. Если к моменту устаканивания цен на видеокарты 3000-ой серии RTX 3070 JetStream OC будут позиционироваться как и прежде – это будет пушка-предложение.
Кратко говоря, Palit GeForce RTX 3070 JetStream OC получилась реально годной видеокартой, в которой недочёты приходится выискивать под лупой. “Выбор редакции” от OCClub.ru
Хорошо:
- Стильный внешний вид с адресной ARGB-подсветкой;
- Тихая и производительная система охлаждения;
- Конструкция видеокарты жесткая;
- Приличный заводской разгон (немножко ещё потенциала есть);
- Вентиляторы умеют полностью останавливаться;
- Есть бэкплейт.
Не хорошо:
- Весомых недостатков не обнаружено.