Местный уголок обзоров уже посетили две представительницы серии GeForce RTX 3000 в топовом исполнении GameRock – RTX 3090 и RTX 3070. Они оказались примечательны не только весьма нетипичным внешнем видом, но и великолепными шумо- температурными характеристиками, а младшая модель даже удостоилась награды “Лучший разгон” за стабильные 2+ ГГц при сильной нагрузке и разгон памяти до 16,9 ГГц, что дало почти +100 ГБ/с пропускной способности памяти! Короче говоря, у Palit GameRock есть не только на что посмотреть, но и то, что скрыто от глаз.
На данный момент непонятно, собирается ли Palit выпускать в исполнении GameRock модели проще, чем RTX 3070. Судя по предыдущим итерациям, GameRock-и заканчиваются на видеокартах с маркировкой xx70. Стало быть, для полного ознакомления с новыми «игророками» остаётся закрыть пробел только с GeForce RTX 3080. Более того, на примере Palit GeForce RTX 3080 GameRock OC ознакомимся с тем, насколько годная получилась RTX 3080, и годная ли получилась она вообще.
На этот раз без любимых мной длинных вступлений почти что с места в карьер к сути. В «эфире» OCClub.ru обзор Palit GeForce RTX 3080 GameRock OC (официальная страница) за авторством Олега No1seBR и попутно первое знакомство с RTX 3080 на ядре GA102-200. Поскольку знакомство первое, информационно-развлекательная программа расширена разделом с графическим процессором GA102. Кому строение GPU не очень интересно – на третью страницу обзора и далее.
GeForce RTX 3080 и GPU GA102-200
Про новшества и общие особенности архитектуры NVIDIA Ampere, про новые RT-, Tensor-ядра и про многое другое было рассказаны в первом обзоре, посвященном видеокартам NVIDIA 3000-ой серии. В этом разделе речь пойдёт только про GeForce RTX 3080 и технические детали графического процессора GA102-200 без оглядки на то, сколь хорошая/нет получилась именно Palit GeForce RTX 3080 GameRock OC.
В основе GeForce RTX 3080 лежит графический процессор GA102, который также используется в GeForce RTX 3090. Подобно всем другим графическим процессорам серии GeForce RTX 3000, GA102-200 выполнен по 8-нм техпроцессу на мощностях контрактного чипмейкера Samsung. Скорее всего, в будущем, когда насобирается достаточное количество полуживых чипов, NVIDIA и RTX 3070 переведёт на сильно урезанную модификацию GA102.
В обоих видеокартах применяется неполноценная версия графического процессора, но у младшей модели он урезан примерно на 20%. Забегая наперёд, на те же ~20% она менее производительна. Полновесная версия ядра GA102 содержит семь кластеров GPC, в каждом из которых по 12 SM-блоков, в каждом из которых по 128 блоков FP32 (считай CUDA-ядер). У RTX 3090 в одном из GPC деактивированы два SM, и в итоге активны 10 496 CUDA-ядер.
В свою очередь у RTX 3080 графический процессор «порезан» интересно. Здесь полностью деактивирован один кластер GPC, а из оставшихся кластеров только у двух включены все 12 SM. У прочих по 10 SM. В конечном итоге GeForce RTX 3080 имеет 68 SM, что эквивалент 8 704 CUDA-ядрам.
С одним GPC-кластером пропал и один 64-битный контроллер памяти. Шина памяти сократилась с 384-битной до 320-битной, но это не единственное отличие по подсистеме памяти. GeForce RTX 3080 получила 10-гигабайтный видеобуфер GDDR6X с эффективной частотой 19 ГГц. У RTX 3090 память чуть быстрее – 19,5 ГГц. В конечном счёте пропускная способность подсистемы памяти RTX 3080 достигает 760 ГБ/с.
К удивлению, несмотря на одинаковую модель GPU, старшая RTX 3090 поддерживает SLI-режим, а RTX 3080 уже нет, хотя до этого RTX 2080 и RTX 2070 Super поддерживали работу в тандеме. Впрочем, всё это практического смысла не имеет. C 1 января этого года NVIDIA больше не предоставляет SLI-профили для игр. Работа двух видеокарт вместе возможна через API DirectX 12 и Vulkan, если непосредственно разработчики игры заходят потратить силы на реализацию (скорее нет). Конечно же, в математических задачах несколько видеокарт по-прежнему могут работать без всяких SLI-профилей в нативном режиме.
Собственные модели в исполнении Founders Edition чипмейкер производит, но как обычно куда более богатый ассортимент моделей предоставили AIB-партнёры.
В контексте знакомства с RTX 3080 нельзя не упомянуть одну неприятную ситуацию. У референсной версии Founders Edition на оборотной стороне GPU распаяны 20 конденсаторов керамических (MLCC) и 4 алюминиевых полимерных (SP-CAP). Некоторые AIB-партнёры в желании сэкономить три копейки распаивали конденсаторы попроще, что приводило к нестабильной работе, если частота свыше 2 ГГц (а до 2 ГГц «простреливает» почти каждая RTX 3080). NVIDIA решила проблему «костылём» – просто ограничив частоту на уровне драйвера. Справедливости ради, производители видеокарт быстро выпустили обновленные ревизии GeForce RTX 3080. Palit в числе рьяных экономистов не фигурировала. Palit вообще сэкономить любители, но делают это грамотно.
Ну и в завершение раздела напомню, что вроде как NVIDIA готовит GeForce RTX 3080 с удвоенным 20-гигабайтным видеобуфером. Но здесь ситуация меняется буквально каждую неделю в стиле “может будет, а может и не будет, а может и не может”.
Упаковка, комплектация
С 3000-ой серией видеокарт GeForce Palit обновила упаковку. GameRock-и теперь поставляются в коробке белого цвета с переливающимися зеркальными элементами. В нашем случае коробка несколько потасканная жизнью.
Как обычно отмечу полное отсутствие технические спецификаций, и даже частоты не указаны. С другой стороны, потенциальный покупатель видеокарты с ценником «к северу» от $1000 наверняка знает, что покупает… или ему абсолютно всё равно на эти ваши мегагерцы и шины.
Коробка устроена типично: внутри внешней цветастой оболочки из неплотного картона ещё одна из плотного, в ней форма из мягкого материала. Видеокарта в антистатическом пакете. Защита обеспечена, по сути, обычная, но хорошая.
Palit GeForce RTX 3080 GameRock OC получила даже кое-какой комплект поставки. В него входит кронштейн-поддержка SAG Holder (полезная вещь), адаптер 2х PCI-E Power 6-pin >> PCI-E Power 8-pin (бесполезная вещь как в техническом плане, так и по здравому смыслу). Также здесь должен быть кабель синхронизации подсветки видеокарты с материнской платой типа 3-pin, 5V, ARGB, но у конкретно нашего экземпляра он уже утерян.
Замечательно, что на SAG Holder не поскупились, которого Palit RTX 3070 GameRock OC лишилась. В целом, конструкция и так довольно жёсткая, но при учёте 304 мм длины, короткой платы, веса под полтора кило и приличного нагрева, а ещё времени и ~100 000 рублей цены, здесь лучше «перебздеть».
Внешний вид, особенности
Palit GeForce RTX 3080 GameRock OC – большая и тяжелая видеокарта, как раз под стать цене, позиционированию и производительности. В длину адаптер занимает классические для Palit 304 мм, в толщину не менее классические 60 мм (или 2,7 слота расширения), в высоту – 136 мм. Поместится в львиную долу современных корпусов по длине, но 2,7-слотовая толщина может помешать установке видеокарты «понтовым» образом вертикально. Впрочем, это уже очень частная ситуация.
Внешний вид описан в красках каждым «железячным» ресурсом, в том числе мной дважды, так что эту тему пропускаем. Отмечу лишь, что полупрозрачная часть из оргстекла, накладки под металл действительно металлические, как и бэкплейт.
ARGB-подсветка, где каждый диод может светиться отдельным цветом, и которую можно синхронизировать с любой материнской платой или сторонним контроллером обычным 3-pin разъёмом, выглядит очень необычно и привлекательно. Как я думаю, со временем такая мощная гирлянда поднадоест, а светит таки ярко.
С оборотной стороны есть металлическая пластина. Во-первых, она придаёт жесткости всей конструкции, предотвращая появление изгиба со временем. Во-вторых, несмотря на отсутствие микросхем памяти с тыльной стороны платы, термопрокладки есть – бэкплейт участвует в охлаждении. Это сразу в копилку плюсов. К слову, у RTX 3070 GameRock OC, где тоже все чипы памяти уместились спереди, прокладки не было.
Очевидно, всё дело в гораздо большем тепловыделении микросхем памяти GDDR6X, способных в некоторых моделях разогреваться свыше 100 градусов.
Жаль лишь, что основной радиатор крепится только на 4 винта по углам GPU. Пара дополнительных точек крепления не помешала бы, снизила вероятность появления сколов. Благо, от сколов защищает рамка на подложке графического процессора.
AIB-партнёры NVIDIA подхватили моду на компактные платы. На самом деле так делают из-за необходимости близкого расположения чипов памяти и того факта, что референсный дизайн платы NVIDIA именно такой. Освободившееся пространство использовали для сквозного продува радиатора.
Подобный подход имеет плюсы и минусы. Как плюс – общее улучшение организации вентиляции внутри типичного современного корпуса и, очевидно, теоретически улучшенная продувка секции радиатора. Как минус – увеличение плотности теплового потока, отводимого с платы. Пятно горячей зоны стало меньше, а компоненты горячее.
На панели с видеовыходами стандартный для GeForce RTX 3080 набор: три DisplayPort 1.4a и один HDMI 2.1.
Система охлаждения Palit GeForce RTX 3080 GameRock OC состоит из нескольких частей: кожух с тремя 92-мм пропеллерами, радиатор, пластина-накладка на лицевую сторону платы, ну и тыльная пластина в некоторой степени.
Радиатор сделан отменно. Конструкционно это двухсекционный радиатор с шестью 6-мм тепловыми трубками и медной пластиной в основании. В теле стека трубки размещены равномерно. В плане исполнения тоже всё на отлично: целиком никелирован, полировка основания на 4+, пластины к трубкам припаяны, есть обработка кромок.
Немного дополнительной площади рассеивания обеспечило тиснение под шестигранник на пластинах.
Подложка основного радиатора напрямую контактирует с графическим процессором, но не с микросхемами памяти. Сперва через термопрокладки контакт с общей теплораспределительной пластиной, и после снова через прокладки уже с чипами памяти. Реализация хорошая, особенно с учетом расположения термотрубок.
Узел питания Palit GeForce RTX 3080 GameRock OC тоже охлаждается достойно. Одна термопрокладка напрямую контактирует с дросселями питания в левой части и основным радиатором. Но это так, скорее подпорка. Дроссели особо не нагреваются, но всё же косвенно подогреваются от близости с GPU и ключами узла питания.
Непосредственно ключи охлаждаются общей рамкой. В ответной части есть дополнительное оребрение. Энтузиасты при желании могут проложить дополнительные прокладки между тыльной стороной PCB и бэкплейтом (на нём даже желобки предусмотрены). Это на пару градусов снизит температуры.
Плата унаследована от модели RTX 3090 GameRock, а по сути это немного модифицированный референсный дизайн NVIDIA – т.н. “околореференс”. Здесь также сразу три 8-контактных разъёма дополнительного питания и огромный VRM-узел, но часть посадочных площадок под элементы узла питания и чипы памяти пустуют.
VRM-узел 18-фазный, из которых 4 отведены на питание памяти GDDR6X и 16 на графический процессор. В фазах используются силовые каскады Alpha & Omega AOZ5311NQI с номинальным током 50 А. Питанием GPU управляет пара 8-фазных контроллеров On Semiconductor NCP81610 и пара uPI Semiconductor uS5650Q для памяти. Аналогичным образом построены референсы NVIDIA Founders Edition. Итого плата без упрощений.
Среди прочего на текстолите имеются две микросхемы VGA-BIOS с чуть разными настройками максимальной частоты и лимита TDP (тихий и производительный режимы, однако на практике разница не ощущается), разъём для синхронизации ARGB-подсветки видеокарты с материнской платой и три 8-pin разъёма дополнительного питания. В совокупности с слотом PCI-Express, они могут обеспечить 525 Вт мощности.
В целом, как по конструкции системы охлаждения, так и в плане схематики платы, Palit GeForce RTX 3080 GameRock OC больше похожа на RTX 3090 GameRock, чем на RTX 3070 GameRock, несмотря на близость по цене к последней. Впрочем, этого следовало ожидать ввиду использования памяти GDDR6X и урезанной версии графического процессора GA102-200. Нареканий по исполнению нет.
Тестирование
Для GeForce RTX 3070 рекомендованные частоты работы GPU составляют 1440-1710 МГц, а лимит мощности ограничен 320 Вт. На Тест’O’дром OCClub.ru попала разогнанная «на заводе» версия с припиской OC (NED3080H19IA-1020G). Верхняя планка частот увеличена до 1860 МГц, а стоковый лимит мощности до 370 Вт. Видеопамять GDDR6X работает при стандартных 19,5 ГГц. К сожалению, разгон видеопамяти у видеокарт стал большой редкостью.
В абсолютном зачёте разгон до 1860 МГц по ядру – это довольно высокий показатель, но не самый-самый. Подавляющее большинство моделей функционируют при 1770-1800 МГц, редкие при ~1850 МГц, и есть единичные предложения с 1900 МГц+. Короче говоря, Palit GeForce RTX 3080 GameRock OC за заводской разгон почёт. Он здесь не так, не для галочки.
В ассортименте Palit есть родственная модель без приписки OC (NED3080U19IA-1020G) и, казалось бы, без разгона. Однако у неё частота всё же повышена до 1755 МГц, а базовый лимит TDP до 340 Вт.
Архитектура NVIDIA Ampere, подобно предшествующей Turing, имеет хитрые механизмы коррекции частот в зависимости от потребляемой мощности и температуры работы. Как следствие фактические частоты могут выходить за заданный «потолок», при чём на продолжительное время, но обо всём по порядку.
Подробное изучение системы охлаждения и возможностей по удержанию частот традиционно начинаем с стресс-тестирования в FurMark. Температура графического процессора удерживалась на 71 градусе, при этом система охлаждения была задействована лишь вполовину (около 1850 об/мин). Реальная частота GPU удерживалась на 1965 МГц. К сожалению, посмотреть температуры на узле питания нельзя.
Выше приведены результаты тестов с BIOS 1 и BIOS 2. Как видно, вся разница между Performance Mode и Silent Mode упирается только в дополнительные ~50 об/мин на пропеллерах.
В полностью стоковом состоянии в бенчмарках 3DMark FireStike и FireStrike Extreme адаптер набрал 40 230 и 20 927 баллов соответственно. Больший интерес представляют графики тестов. Согласно показаниям, максимальная частота достигала 2040 МГц (но обычно 1995 МГц), температура – 69 °C при ~45% оборотов «карлсонов». Отмечу, что видеокарта успевала полностью остыть между подгрузками тестов и полностью остановить вентиляторы. Зачастую они останавливаются только перед последним тестом, который грузится дольше остальных.
Авторазгон силами OC Scanner не дал ничего, но это не показатель. Нередко OC Scanner потенциала не видит ни в памяти, ни в GPU, но в ручном режиме всё удаётся. К ручному разгону и переходим.
Во-первых, частоту видеопамяти удалось увеличить не очень сильно – с 19 ГГц до 19,9 ГГц. Можно увидеть и более высокие значения, однако начинается только падение производительности. Память GDDR6X очень коварна в плане разгона. Palit GeForce RTX 3080 GameRock OC разогнала память просто средне. У RTX 3080 и RTX 3090 в целом тяжело память идет по частоте.
Сверх номинала с графического процессора тоже удалось выжать не слишком много – грубо говоря +30 реальных МГц. Пиковые значения частоты выросли до 2070 МГц, средние – до 2225 МГц.
Судя по показаниям мониторинга, система охлаждения разгон вообще не почувствовала. Что правда, на производительности это тоже почти нисколько не сказалось. Конечно, итоговый балл подрос (было 40 230 и 20 927 «попугаев», стало 41 025 и 21 174), но не сказать, что овчинка стоит выделки. Большую часть потенциала GPU уже выбрали заводским разгоном.
Остаётся лишь добавить, что шумность видеокарты ниже среднего (три вентилятора – это три вентилятора), а с оглядкой на 370-ваттный TDP так и вовсе. Посторонние шумы вроде писка дросселей отсутствуют полностью.
Тестирование в играх
NVIDIA GeForce RTX 3080 – чрезвычайно мощная видеокарта для «народного» разрешения 1920 х 1080, да и непосредственно чипмейкер приводил результаты тестов как минимум в 2560 х 1440. В нашем случае тестирование проводилось при разрешении QWHD (2560 х 1440) и 4К (3840 х 2160), и дополнительно в паре игр с «лучами» пресловутыми – с активным RayTracing.
Borderlands 3 (DX11)
Borderlands 3 базируется на доработанной версии движка Unreal Engine 4. Она может использовать как API DirectX 12, так и DX11. В нашем случае тестировалась DX11-версия.
Assassin’s Creed Odyssey (DX11)
Assassin’s Creed Odyssey использует движок AnvilNext 2.0 от Ubisoft, на котором также базируется предыдущая часть саги о ассассинах, а также Wildlands. Используется API DirectX 11. Игра сильно процессорозависима.
Control (DX12)
Control базируется на совершенно новом движке Northlight от студии Remedy. Игра может использовать как API DirectX 12, так и DX11, также поддерживает трассировку лучей в реальном времени (NVIDIA RTX) и сглаживание DLSS. В нашем случае активен DX12, а RTX и DLSS отключены.
Metro Exodus (DX12)
В основе Metro Exodus лежит эксклюзивный движок 4A Engine, являющийся демонстратором передовых графических технологий. Поддерживается только DirectX 12, а также есть поддержка технологий NVIDIA RTX, DLSS и HairWorks. В этом тесте эксклюзивные технологии NVIDIA деактивированы.
Shadow of the Tomb Raider (DX12)
Игра базируется на усовершенствованной версии движка Foundation от Eidos Montreal. Поддерживается только API DirectX 12.
The Witcher 3 (DX11)
Третья часть саги о похождениях Геральта вышла в 2015, но и по сей день представляет собой вызов для компьютерного «железа». Лежащий в основе движок REDengine 3 был специально разработан для игр с открытым миром. Он использует API DirectX 11 с тесселяцией и рядом эффектов постобработки. Из соображений нейтральности технология HairWorks была отключена.
DOOM Eternal (Vulkan)
Основанная на движке id Tech 7, DOOM Eternal работает исключительно с API Vulkan. Игра великолепно оптимизирована. Стабильно высокий fps показывают все видеокарты даже на предустановке Ultra Nightmare, на которой тестирование и проводилось.
Тестирование с RayTracing
Metro Exodus (DX12), RTX
Control (DX12), RTX
За, против, вердикт
Palit GeForce RTX 3080 GameRock OC получилась отменной видеокартой. RTX 3070 в исполнении GameRock тоже замечательная, но с некоторыми нюансами. RTX 3090 GameRock – не слишком приятная в использовании из-за того, что это вообще RTX 3090. RTX 3080 GameRock по системе охлаждения и плате идентичная старшей модели, но за счет куда меньшего уровня тепловыделения не получила негативные стороны RTX 3090, сохранив одни плюсы.
В целом, к видеокарте вообще нет претензий. Всё сделано на высшем уровне от и до. Признаков экономии нет, схема питания не упрощена относительно референса, система охлаждения грамотно сконструирована и качественно выполнена. Радиатор и вовсе такой, будто Noctua делала. Посторонние шумы, такие как писк дросселей, полностью отсутствуют.
Если уж докапываться, можно посетовать на датчик температуры на VRM-узле, показания которого нельзя посмотреть привычными популярными утилитами. При том его температура оказалась невелика – 73 градуса как максимум в FurMark с снятым бэкплейтом.
В конечном итоге Palit GeForce RTX 3080 GameRock OC получает награду “Выбор редакции”. Это действительно сбалансированная видеокарта без упрощений, косяков, и с знатным разгоном из коробки.
Хорошо:
- Один из наибольших заводских разгонов GPU среди RTX 3080;
- Есть немного дополнительного потенциала;
- Бэкплейт участвует в охлаждении;
- Есть жёсткость конструкции (и подпорка в комплекте!);
- Два VGA-BIOS с разными лимитами TDP;
- Вентиляторы могут полностью останавливаться;
- Отличные шумо- температурные характеристики;
- Интересный внешний вид с ARGB-подсветкой;
- Посторонние шумы полностью отсутствуют.
Не хорошо:
- Недостатков не обнаружено.