OCClub

Palit GeForce RTX 3090 GameRock OC: обзор. Ослепительный ангел и рок

Последние/крайние три поколения видеокарт NVIDIA компания Palit предлагает весьма интересные адаптеры в исполнении GameRock. Видеокарты этой серии находятся уже на ступеньку выше, чем нереференсы “средней руки”, имеют продвинутую плату и систему охлаждения, россыпь «фишек», больший потенциал разгона и всё прочее в таком духе. В тоже время GameRock привлекательны довольно скромным ценником. Так, к примеру, Palit GeForce RTX 2080 Super GameRock вообще была одним из самых дешёвых исполнений RTX 2080S, при том являлась вполне себе конкурентом для пресловутых ASUS ROG, MSI Gaming и Gigabyte Aorus. С трёхтысячной серией видеокарт NVIDIA тайваньский вендор тоже представил модели “играй рок”, или “роковая игра”, или как это вообще переводится?

И очень удобно было бы сейчас сказать мол вот, самая дешёвая RTX 3090 на обзоре, налетай, но на данном этапе выводы относительно позиционирования Palit GeForce RTX 3090 GameRock OC не сделать. В условиях дефицита, новых виновников которому находят почти каждый день, производители не очень-то спешат называть рекомендованные цены, да и пресс-релизы перестали содержать информацию о сроках поступления в продажу. Фактически о ценообразовании можно гадать лишь на кофейной гуще, но будем надеяться, что GameRock RTX 3000 станут “духовными наследниками” GameRock RTX 2000.

Дизайн Palit GameRock сильно преобразился. Новым дизайном “ослепительный ангел” был мягко говоря обескуражен и представитель Palit, когда по случаю релиза я решил уточнить из чего сделан кожух системы охлаждения, и что это вообще такое. Кого-то внешний вид отсылает к небезызвестной памяти G.Skill Trident Z Royal, кого-то – к советскому настенному светильнику. Но дизайн всё же получился на любителя, да и с роком что-то он диссонирует, а не ассоциируется. Хоть надписи с шрифтом как у названий хеви-метал ансамблей остались.

И на этом переходим ближе к сути. Сегодня на обзоре у OCClub.ru дефицитная вещь – видеокарта Palit GeForce RTX 3090 GameRock OC (официальная страница) с ценником, будем надеяться, близком к рекомендованным $1500. Адаптер примечателен не только внешним видом, но и мощнейшей платой, огромным 420-ваттными лимитом TDP, а это один из наибольших TDP среди всех RTX 3090, исключая разве что “супернерефы”. А также нестыдным заводским разгоном – местное “OC” не для галочки.


А где же та шикарная система на LGA1366, на которой RTX 3090 GamingPro презентовали?

Упаковка, комплектация

Palit GeForce RTX 3090 GameRock OC: обзор. Ослепительный ангел и рок

Коробка Palit GeForce RTX 3090 GameRock OC выглядит нетипично благодаря цвету. Светлые тона не присущи видеокартам Palit, но смотрится коробка весьма стильно. Не на $1500 конечно, но стильно.

Какие-либо технические спецификации на боксе не приведены, а весьма зря. Как минимум можно было похвастаться заводским разгоном. В данном случае “OC Edition” – не пустой пшик с разгоном на пару десятков мегагерц. «Потолок» частот с рекомендованных 1695 МГц увеличен до впечатляющих 1845 МГц!

Производитель рекомендует использовать данный адаптер с как минимум 850-ваттным блоком питания. Аналогичные рекомендации приводят и другие AIB-партнёры NVIDIA. В самых тяжелых режимах эта RTX 3090 может самостоятельно потреблять до 420 Вт, так что в общем-то хватит и хорошего блока на 750 Вт.

Устройство коробки простое: внешне цветастая оболочка из тонкого картона, внутри обычная коробка из толстого картона, в ней демпферы из вспененного материала и адаптер в антистатичном пакете.

Комплект поставки есть. В качестве приданого к Palit GeForce RTX 3090 GameRock OC прилагается:

На тему рудимента в виде переходника питания к видеокартам флагманского класса я уже высказывался: сейчас бы купить адаптер за $1500 и не иметь на более-менее приличный блок за хотя бы $70, у которого есть три полноценных PCI-E Power 8-pin. А вот остальные аксессуары весьма полезны.

3-pin кабель позволит подключить подсветку видеокарты к материнской плате как обычную диодную ленту и управлять подсветкой силами ПО «материнки». Предшествующие GameRock-и и вообще адаптеры Palit так не могли.

Наконец SAG Holder – тоже вещь полезная. Это кронштейн-поддержка, предотвращающий появление изгиба текстолита со временем. Вообще конструкция и так жёсткая, есть дополнительная пластина сзади, но здесь короткая плата, 304 мм длинны и под полтора килограмма массы. По меркам видеокарт комплект поставки Palit GeForce RTX 3090 GameRock OC можно даже назвать богатым.

Внешний вид, система охлаждения, плата

Про особенности архитектуры NVIDIA Ampere, про строение и топологию ядра GA102 было рассказано в первом обзоре, посвященном RTX 3090 – в обзоре Palit GeForce RTX 3090 в исполнении GamingPro. В этом материале речь пойдёт конкретно про исполнение GameRock, абстрагируясь от положения RTX 3090 на рынке.

Внешний вид Palit GeForce RTX 3090 GameRock OC получился необычным. По сути, перед нами высокотехнологичный полуторакилограммовый кирпич с гирляндой. В длину адаптер занимает уже ставшие каноничными для Palit 304 мм, а в толщину – 2,7 слота расширения, что 60 мм. Высота немалая – 136 мм, так что стоит быть бдительным при задумке вместить адаптер в узкий корпус.

На материалы кожуха не поскупились. Преимущественно он металлический, а aka камни драгоценные из оргстекла. Честно сказать, как на мой взгляд с просто металлическим кожухом смотрелось бы лучше, сдержаннее, статнее что ли (как MSI Evoke) – уж не любитель я подсветки в таких количествах. Но дешёвкой GameRock точно не выглядит.

С оборотной стороны есть усилительная пластина, металлическая. Она не только защищает плату от механических повреждений и придаёт внешнему виду завершенности, но и выполняет утилитарную функцию.

Через термопрокладки с тыльных чипов GDDR6X тепло снимается на эту пластину. Узел питания она не охлаждает – скорее всего чтобы лишний раз не подогревать микросхемы GDDR6X, и без того склонные к перегреву.

Жаль, что весьма массивный радиатор держится лишь на четырёх винтах по углам GPU без дополнительных точек крепления.

На панели видеовыходов стандартный для RTX 3090 набор: 3x DisplayPort 1.4a и единичный HDMI 2.1.

При взгляде на противоположный торец кажется, будто местный радиатор какой-то кривой. Но это “не баг, а фича”, про что через пару абзацев.

С приходом архитектуры Ampere Palit сильно поработала над системами охлаждения. RTX 3090 в исполнении GamingPro и RTX 3070 JetStream примечательны действительно классным радиатором, а у RTX 3090 GameRock он сделан ещё лучше.

Итак, из общих моментов: радиатор целиком никелирован, обработка кромок есть, пайка трубок к рёбрам есть, в теле радиатора трубки размещены адекватно равномерно. Двухсекционный стек пронизан шестью 6-мм тепловыми трубками.

В основании медная никелированная теплораспределительная пластина с неплохим качеством обработки, но далёким от состояния зеркала. Но всё же на фоне предшествующих GameRock прогресс заметен, особенно что касается основания.

Хитрым образом выполнены сами радиаторные пластины. Они имеют рельефную геометрию с тиснёнными шестигранниками. Теоретически такой подход обеспечит чуть большую общую площадь рассеивания и может выпрямлять воздушный поток (что бесполезно в случае столь тонкого стека). Но все же стоит отметить, что почему-то топовые производители процессорных кулеров так не делают, и реальный толк от «пупырышек» может и вовсе отсутствовать.

Радиаторный стек продувается тремя 92-мм пропеллерами Taihui TH9215B2H-PFC01, про которые в Сети информации вообще нет. Palit вот только заявляет о двойном подшипнике качения, а такой подшипник весьма надёжен. При небольшой температуре они умеют полностью останавливаться, но если ранее это зависело только от температуры GPU, то теперь ещё и микросхем памяти GDDR6X – 50 и 80 градусов соответственно.

Массивный радиатор охлаждает графический процессор GA102, частично микросхемы памяти и частично VRM-узел. Здесь всё не так просто. Основной радиатор контактирует с дросселями левого плеча VRM-узла через термопрокладку, и скорее не столько снимает тепло с дросселей, сколько просто опирается на них для дополнительной подпорки. C памятью схема сложнее: медная никелированная подложка >> термопрокладки >> общая рамка >> термопрокладки >> наконец чипы памяти.

Общая рамка с дополнительным оребрением не только охлаждает VRAM и VRM, но и придаёт жёсткости всей конструкции. Но да, прокладок наворотили тьму, так ещё и их качество хромает. Серые буквально одноразовые – разваливаются в руках.

Переходим к плате Palit GeForce RTX 3090 GameRock OC. Её компоновка, как и у почти любой другой RTX 3090, очень-очень плотная. На самом деле это не очень грамотный подход, поскольку растёт плотность теплового потока. Короткой платой и нетрадиционной СО NVIDIA хотела решить проблему воздушных потоков в корпусах ATX-формата (ATX реально устарел в современных условиях), но AIB-партнёры восприняли всё несколько иначе, сделав плату короткой только чтобы повысить эффективность охлаждения именно видеокарты сквозной продувкой.

Относительно референсной платы изменения произошли существенные, но несущественные в отношении конкретно фаз питания. Если у Founders Edition 21-фазная плата, где на ядро 18 фаз и 3 на память, то у Palit GameRock 18 на ядро и 4 на память. Используются 50-амперные транзисторные сборки Alpha & Omega AOZ5311NGI – как у референса. Контроллеры питания изменений не претерпели: сразу три 8-канальных On Semiconductor NCP81610 для GPU и пара uPI Semiconductor uS5650Q для памяти.

Также на PCB распаяны две микросхемы VGA-BIOS и соответствующий переключатель (в первом до 1785 МГц частоты и лимит TDP 400 Вт, во втором – 1845 МГц и 420 Вт), несколько контактных площадок для замера напряжений, разом три 8-pin PCI-E Power и разъём для синхронизации ARGB-подсветки.

12 микросхем памяти GDDR6X окружают GPU спереди, еще столько же сзади. 24-гигабайтный видеобуфер набран чипами памяти Micron OPT77 D8BGX – они же MT61K256M32JE-21. Номинально они рассчитаны на частоту 21 ГГц, но такие частоты контроллер памяти вывозит с трудом, да и сама GDDR6X к перегреву склонна. Поэтому в составе RTX 3090 они функционируют при 19,5 ГГц и, к сожалению, имеющаяся практика показывает, что разгоняются они отнюдь нелегко.

Пока Palit GeForce RTX 3090 GameRock OC выглядит неплохо. Плата относительно референса минорно усилена, жёсткость конструкции есть, всё охлаждается (хоть местами реализация и выглядит спорно). На фото внешний вид кажется уж совсем на любителя, но вживую смотрится намного-намного лучше.

Тестирование

Рекомендованные частоты для GeForce RTX 3090 равны 1395-1695 МГц. В названии Palit GeForce RTX 3090 GameRock OC (PA-RTX3090 GameRock OC 24G) присутствует приписка “OC”, свидетельствующая о наличии разгона из коробки. В данном случае разгон не стыдный – «потолок» частот увеличен до 1845 МГц. Это один из наивысших показателей среди всех RTX 3090.

Кроме того, штатный 350-ваттный лимит TDP увеличен до 420 Вт. Снова-таки, впечатляющая цифра, ведь лучшие «нерефы» имеют ограничение 450 Вт. К слову, у «простой» версии Palit RTX 3090 GameRock без заводского разгона (PA-RTX3090 GameRock 24G) рамки TDP тоже больше номинала, но куда поскромнее – 370 Вт.

Архитектура NVIDIA Ampere, подобно предшествующей Turing, имеет хитрые механизмы коррекции частот в зависимости от потребляемой мощности и температуры работы. Как следствие фактические частоты могут выходить за заданный «потолок», при чём на продолжительное время, но обо всём по порядку.

Palit GeForce RTX 3090 GameRock OC получила две микросхемы VGA-BIOS. От себя в них ничего не прошить, ведь драйвер NVIDIA хоть сколько-нибудь модифицированный BIOS сразу отсечёт (в отличии видеокарт от AMD). В BIOS зашиты чуть разные параметры.

BIOS2 – частоты до 1785 МГц и лимит TDP 400 Вт. BIOS1 – до 1845 МГц и 420 Вт. Условно это “тихий” и “производительный BIOS”, но де-факто вся разница – это 20 ватт с соответствующими вытекающими. На практике частота с BIOS2 больше на ~30 МГц, по температурам и оборотам пропеллеров всё очень похоже (100 об/мин разницы). Результаты тестов с BIOS 1 и 2 приведены ниже.

Всё последующее тестирование проводилось с BIOS2.

Теперь переходим к практической части обзора, и традиционно начинаем с стресс-тестирования в FurMark. Графический процессор работал при постоянных 1905 МГц. 72 градуса при 54% оборотов пропеллеров (около 1850 об/мин) – отличный результат с видеокарты, урабатывающей 420 ватт мощности.

В 3DMark Fire Strike и Fire Strike Extreme частота достигала 2010 МГц, но зачастую держалась около 1965 МГц. Температурный режим очень хороший – GPU как максимум разогрелся до 70 градусов, а «калсоны» не раскрутились и вполовину возможного (~1630 об/мин). Некоторые видеокарты успевают остыть между прогрузками тестов 3DMark и полностью остановить вентиляторы, но RTX 3090 с огромной теплоёмкостью так делает редко. Пропеллеры стопались лишь перед последним тестом, который грузится дольше других.

С Palit GeForce RTX 3090 GameRock OC, по-видимому, весь потенциал выжали заводским разгоном. Ядро удалось разогнать ещё на +50 МГц, но средняя фактическая частота работы почти не выросла. Да, появились «прострелы» до 2055 МГц, но в среднем 1995 МГц – всего +30 от стока.

Память с 19,5 ГГц разогналась до 20 ГГц с хвостиком. В действительности можно и больше, но RTX 3090 очень неудобно разгонять по памяти, ведь частота может расти, а производительность при этом втихую падать. В итоге общая пропускная способность памяти выросла с 932,6 до 960,8 ГБ/с, что однозначно слабо повлияет на производительность.

Итог всех манипуляций с разгоном – овчинка выделки не стоит. Оценка в Fire Strike выросла с 44 437 до 44 638 «попугаев», в Fire Strike Extreme – с 24 801 до 25 227 баллов. И на 2% не «наоверклочили».

Такой разгон система охлаждения вообще не ощутила.

Неприятной неожиданностью стал писк дросселей узла питания. К сожалению, он таки есть. Однако в других обзорах на Palit GeForce RTX 3090 GameRock OC авторы не отмечали этот момент, а писк – дело тонкое. Его наличие зависит от материнской платы и блока питания, и вовсе не обязательно дорогой блок является гарантом отсутствия писка. В итоге не берусь утверждать, что Palit GameRock вот точно поголовно пищат, но на этой тестовой системе обычно всё хорошо.

Тестирование в играх

GeForce RTX 3090 – чрезвычайно мощная видеокарта. Для «народного» разрешения FullHD (1920 x 1080) она избыточна, как, впрочем, и для WQHD (2560 x 1440). Но все же мы провели тестирование как в 4К (3840 х 2160), так и в WQHD. С результатами тестов в разрешении 8К можно ознакомиться в видео.

Borderlands 3 (DX11)

Borderlands 3 базируется на доработанной версии движка Unreal Engine 4. Она может использовать как API DirectX 12, так и DX11. В нашем случае тестировалась DX11-версия.

Assassin’s Creed Odyssey (DX11)

Assassin’s Creed Odyssey использует движок AnvilNext 2.0 от Ubisoft, на котором также базируется предыдущая часть саги о ассассинах, а также Wildlands. Используется API DirectX 11. Игра сильно процессорозависима.

Control (DX12)

Control базируется на совершенно новом движке Northlight от студии Remedy. Игра может использовать как API DirectX 12, так и DX11, также поддерживает трассировку лучей в реальном времени (NVIDIA RTX) и сглаживание DLSS. В нашем случае активен DX12, а RTX и DLSS отключены.

Metro Exodus (DX12)

В основе Metro Exodus лежит эксклюзивный движок 4A Engine, являющийся демонстратором передовых графических технологий. Поддерживается только DirectX 12, а также есть поддержка технологий NVIDIA RTX, DLSS и HairWorks. В этом тесте эксклюзивные технологии NVIDIA деактивированы.

Shadow of the Tomb Raider (DX12)

Игра базируется на усовершенствованной версии движка Foundation от Eidos Montreal. Поддерживается только API DirectX 12.

The Witcher 3 (DX11)

Третья часть саги о похождениях Геральта вышла в 2015, но и по сей день представляет собой вызов для компьютерного «железа». Лежащий в основе движок REDengine 3 был специально разработан для игр с открытым миром. Он использует API DirectX 11 с тесселяцией и рядом эффектов постобработки. Из соображений нейтральности технология HairWorks была отключена.

DOOM Eternal (Vulkan)

Основанная на движке id Tech 7, DOOM Eternal работает исключительно с API Vulkan. Игра великолепно оптимизирована. Стабильно высокий fps показывают все видеокарты даже на предустановке Ultra Nightmare, на которой тестирование и проводилось.

Тестирование с RayTracing

Metro Exodus (DX12), RTX

Control (DX12), RTX

За, против, вердикт

Настало время подвести сухой итог, пусть окончательно “сухим” без разбора полётов по части стоимости вывод и не назвать. Но перед тем напомню, что мы имеем дело с GeForce RTX 3090, а видеокарта с уровнем TDP 400+ Вт априори не может быть холодной и тихой. Поэтому ~70 градусов при примерно половине оборотов пропеллера и среднем (!) уровнем шума – для RTX 3090 это отличнейший результат, и именно такой показала Palit GeForce RTX 3090 GameRock OC.

Вообще Palit любители сэкономить копейку, но зачастую по мелочи и грамотно. В исполнении GameRock OC обошлось без экономии. Плата пусть и чуть-чуть, но усилена относительно референса, радиатор системы охлаждения ну просто восхитительно сделан, есть участвующий в охлаждении металлический бэкплейт, комплект снова-таки припомним, и, в конце концов, наверное это самая подсвечиваемая видеокарта из всех!

Внешний вид получился ну очень уж необычный. Видеокарты Palit прошлого поколения имели подсветку лишь в зародыше. Мало, да и обычная RGB, а не ARGB. Вот тот случай, когда умудрились перестараться с превращением недостатков в достоинства. Оригинальности не отнять, смотрится свежо и вживую реально классно, но всё же я поклонник более сдержанного вида «железа». Однозначно скажу, дёшево это не выглядит.

К недостаткам можно было бы отнести слабый дальнейший разгонный потенциал (от силы +30-50 МГц по ядру и +500 по памяти). Можно было бы, но Palit постарались с заводским разгоном, увеличив частоту от рекомендованной на +150 МГц. Между прочим, это одно из наибольших заводских значений среди RTX 3090 в абсолютном исчислении. А что касается памяти, флагман NVIDIA её в целом разгоняет плохо.

Недостаток для энтузиастов – это термопрокладки. В конструкции системы охлаждения их очень много и двух видов – зеленоватые и серые. Часть серых, к сожалению, разваливается и рвётся при снятии системы охлаждения. Представитель Palit заверяет, что да, механически они не очень устойчивы, но имеют более высокую эффективность. Охотно верится, поскольку установлены они в ответственных местах. Короче говоря, лишний раз полностью разбирать не стоит.

Хорошо:

Не хорошо:

Exit mobile version