В детстве один из ключевых показателей крутости автомобиля – сколько км/ч нарисовано на спидометре. И всё равно, что у «Запорожца» расчерчено до 160 км/ч, «Шестерки» до 180, у «Волги» все 200. Спустя некоторое время оценщики подросли, подружились с видеоиграми, и волей-неволей пришлось хоть чуть-чуть начать понимать по части «железа». Игры – это преимущественно про видеокарты, поэтому мерилом годности компьютера в целом и видеокарты в частности стало количество видеопамяти. Производители волну подхватили, и начали предлагать настоящую дичь с никакущим графическим процессором, зато с огромными по тогдашним меркам 2-4 ГБ видеопамяти! 2 ядра, 4 гига, игровая видеокарта – фраза настолько крылатая, что стала мемом.
И на этом моменте переносимся во времена актуальные. В те времена, когда видеокарту по памяти уже не судят… ну почти, ведь майнинг проклинаемого геймерами «эфира» уже требует более 4 ГБ. В эти времена NVIDIA сперва выпускает GeForce RTX 3080 с 10 ГБ памяти, что количество спорное. После GeForce RTX 3070 с 8 ГБ памяти, чего в актуальных условиях достаточно, через год-другой уже будет ощущаться нехватка, но в целом предложение сбалансированное. После выходит ещё более сбалансированная GeForce RTX 3060 Ti с полностью аналогичной подсистемой памяти. Что же делать с простой RTX 3060?
6 ГБ в модельном ряде смотрелось бы правильно, но 6 ГБ у видеокарты в 2021 году – уже откровенно мало. 8 гигабайт стали бы идеальным решением, сбалансированным и не подрывающим авторитет старших моделей. Но в NVIDIA, видимо с оглядкой на слухи о 12 ГБ у Radeon RX 6700 (XT), решили сделать так, чтоб не хуже, чем у соседа! И сделали памяти у RTX 3060 больше, чем у RTX 3080. Ход для привлечения внимания интересный, но правильный ли с практической точки зрения? – скорее нет, чем да. GeForce RTX 3060 явно не та видеокарта, которую стоит покупать с прицелом на разрешение выше 1440p, ведь дальше не хватает ни мощности графического процессора, ни 360 ГБ/с пропускной способности памяти, ограниченной 192-битной шиной. Истина же в том, что другой RTX 3060 не могла получиться как раз из-за 192-битной шины и особенностей архитектуры Ampere. Можно было сделать либо 6 ГБ, чего мало, либо 12 ГБ, чего много. Много – ни мало, на том и остановились, хоть 12 ГБ у середнячка на фоне 10 ГБ у предфлагмана выглядят максимально странно.
GeForce RTX 3060 получилась особенной по ещё одному пункту – это первая видеокарта с встроенным майнинг-блокиратором. Эдакая прокладка между BIOS и драйвером определяет типичную нагрузку для майнинга Ethereum (а именно алгоритма Dagger Hashimoto, но только его), снижая хешрейт вдвое. Благородная инициатива закончилась фиаско после того, как NVIDIA толи случайно толи нет выложила драйвер с деактивированным блокировщиком. В этом месяце на рынке появятся обновленные RTX 3060 на ядре GA106-302 (у оригинала GA106-300), с точно аналогичными параметрами, но улучшенным крипто-блокиратором.
В этом материале подробно ознакомимся с GeForce RTX 3060 и её производительностью в играх на примере адаптера Palit, а именно довольно популярного за счёт цены исполнения Dual. Итак, OCClub.ru на ваших дисплеях и обзор видеокарты Palit GeForce RTX 3060 Dual (официальная страница).
Упаковка, комплектация
Зачастую видеокарты Palit поставляются в коробке тёмного цвета, но не в этот раз. Palit GeForce RTX 3060 Dual получила коробку белого цвета с завуалированными «3 0 6 0» на фронтальной стороне.
Как обычно коробку можно пожурить за отсутствие каких-либо характеристик и особенностей конкретного исполнения. «Полная поддержка DirectX 12 и OpenGL 4.6», – так по мнению Palit выглядят технические спецификации. Информативность упаковки близка к нулевой. А ведь модель Dual сделана не совсем простецки, рассказать есть что.
Ранее Palit хотя бы приводила требования к блоку питания, но теперь их можно отыскать только на официальной странице адаптера. К слову, производитель рекомендует 550-ваттный блок. Для пикового 170-ваттного потребления RTX 3060 с запасом на спать спокойно вполне адекватная рекомендация.
Внутри коробки всё просто: мягкая форма, в ней видеокарта в антистатическом пакете. Комплект отсутствует.
Внешний вид, система охлаждения, плата
Начать осмотр внешнего вида Palit GeForce RTX 3060 Dual хотелось бы с небольшого экскурса в дела былые. Моё знакомство с Dual началось в бум майнинга 2017 года. Тогдашние GeForce GTX 1060 Dual были самыми дешёвыми GTX 1060 на рынке, и не просто так. Худющий радиатор, два вечно ломающихся пропеллера, не забывающая попищать плата, внешний вид из 2008 года – такой она была, такой-себе она была. В 2019 вышли Palit GeForce RTX 2060 Dual, и это уже были вполне нормальные видеокарты. С классической экономией двух копеек на не распаянной фазе, но уже приличным грамотным радиатором и даже усилительной пластиной сзади. Правда, пластиковой.
В свою очередь Palit Dual образца 2020-2021 года сделана почти что по лекалам предыдущей, но с чуть большим упором на систему охлаждения. Радиатор стал ещё немного крупнее, внешний вид куда интереснее, появилась подсветка (а у Ti-версии даже подсветка с изюминкой), «фишки» по мелочи, но не всё так сразу: побороть желание не распаивать фазу у бюджетных серий вендор пока неспособен. Что самое главное, Dual улучшился, а общее позиционирование осталось прежнее. Как и раньше это одни из самых недорогих карт на рынке… насколько это вообще возможно в нынешней ситуации на рынке GPU.
Palit GeForce RTX 3060 Dual занимает 247 мм в длину, на сантиметр выше кронштейна крепления (119 мм), а в толщину аккурат умещается в два слота расширения (40 мм). Габариты скромны, карта подойдёт даже для среднегабаритных сборок на базе Mini-ATX платы, а то и ITX.
Кожух системы охлаждения из матового чуть шершавого пластика. Глянцем обрамлены все вентиляционные отверстия, а также подсвечиваемый логотип на верхнем торце.
Подсветкой можно управлять только через фирменное ПО ThunderMaster.
Сзади предусмотрена усилительная пластина, выполняющая защитную и эстетическую функцию. В охлаждении она не сможет помочь никак, поскольку из пластика.
Конструкция предусматривает возможность снять бэкплейт и кожух системы охлаждения, при этом не снимая непосредственно радиатор, что позволяет тщательно почистить видеокарту. Возможность-то есть, но, увы, один из винтов бэкплейта тоже на пломбе. Впрочем, изобилие крупных прорезей позволит всё обслужить без разборки и так.
Набор видеовыходов стандартный для RTX 3060: три DisplayPort 1.4a и один HDMI 2.1. Как обычно в виде особой «фишки» Palit позиционирует заднюю планку с сотовидными прорезями, которая якобы увеличивает воздушный поток на 15%. Я же как обычно напоминаю, что разницы не будет абсолютно никакой даже если панель будет полностью глухая. Во-первых, кожух системы охлаждения перекрывает добрую её половину. Во-вторых, всё это вообще не имеет смысла при радиаторе, рёбра которого направлены перпендикулярно плате.
Дополнительное питание обеспечивает один 8-контактный разъём, расположенный практически посередине Palit GeForce RTX 3060 Dual. В совокупности с 75 Вт от слота PCI-E он обеспечит до 225 Вт мощности, чего с лихвой для 170-ваттного TDP. Расположение по центру конечно не слишком удачное с эстетической точки зрения.
Адаптер продувается парой пропеллеров TaiHui TH9215S2H-PAA04 диаметром 92 мм с максимальным током 0,45 А. Я бы и рад про них что-то рассказать, но единственные результаты в «гугле» ведут на мой же обзор RTX 3060 Ti в исполнении Dual. Palit на официальной странице тоже не рассказывает про особенности, за исключением возможности полной остановки при малой нагрузке. Скорее всего это обычные недорогие «карлсоны» на обычном моторчике.
Без пластиковых элементов Palit GeForce RTX 3060 Dual выглядит следующем образом:
В серии видеокарт GeForce RTX 3000 Palit уделяет особое внимание радиатору. Качество исполнения радиаторов у моделей GameRock, GamingPro, JetStream и наконец Dual просто отличное. Целиком никелирован, есть пайка рёбер к трубкам, в основании медная теплораспределительная пластина, отводящая тепло от всех микросхем видеопамяти, предусмотрено даже охлаждения контроллеров питания, хотя им особо не нужно. Радиатор пронизан тремя 8-мм тепловыми трубками. Однако, есть пара небольших замечаний.
Во-первых, у продуваемой насквозь секции теплотрубки расположены со смещением. Непонятно, зачем вообще было делать такой сильный изгиб трубок, можно было обойтись и меньшей дугой, а значит и меньшим смещением.
Во-вторых, VRM-узел охлаждается от основного радиатора, и это замечательно! Но дополнительных точек крепления нет, к силовым сборкам прижим слабый, что отчётливо видно по отпечатку на термопрокладке. С годами от усталости металла прижим станет ещё слабее.
Но всё же стоит понимать, что 170-ваттный лимит мощности прощает всё. GeForce RTX 3060 – далеко не та видеокарта, где требуется, чтобы всё было сделано технически идеально. «И так сойдёт», и действительно сойдёт.
RTX 3060 базируется на графическом процессоре GA106, который по контактам совместим с GA104, применяемом в RTX 3060 Ti/RTX 3070 и ряде мобильных видеокарт. Поэтому неудивительно, что для RTX 3060 Ti Dual и RTX 3060 Dual использовали идентичную плату, но в чуть урезанном виде.
В изначальном виде плата рассчитана на 10 фаз, у RTX 3060 Ti Dual распаяно элементов на 8, у RTX 3060 Dual – на 7, из которых 5 приходятся на GPU. Собственную версию RTX 3060 Founders Edition NVIDIA не представила, поэтому отталкиваться в счёте фаз не от чего. Силовые сборки 45-амперные ON Semiconductor NCP302045 под управлением ШИМ-контроллера uPI UP9512R. За питание памяти отвечают две фазы под управлением uPI uS5650Q. В целом, 5 фаз по 45 ампер на GPU при учёте 170 Вт мощности – необходимое и достаточное.
Память набрана шестью чипами Samsung GDDR6. В составе RTX 3060 они работают при 15 ГГц, но чипов GDDR6 с номинальной частотой 15 ГГц попросту не существует. Это либо разогнанные 14 ГГц, во что не верится, либо ужатые 16 ГГц.
Все точки над «i» расставляет маркировка K4ZAF325BM-HC16. Это 16-гигагерцовые чипы, известные возможностью похода на 17+ ГГц, и это воодушевляет. Пропускную способность памяти RTX 3060 специально урезали, есть шанс частично компенсировать это.
Среди прочего по плате Palit GeForce RTX 3060 Dual: графический процессор окружен рамкой для предотвращения сколов при неудачной установке системы охлаждения, количество термопасты адекватное – всё. За различными «оверклокерскими штучками» обращайтесь к более «богатым» моделям. Это решение недорогое, где лишние навороты не в почёте.
Тестирование
Рекомендованные частоты работы для GeForce RTX 3060 равны 1320-1777 МГц для графического процессора GA106-300 (а также GA106-302) и 15 ГГц для видеопамяти GDDR6. Базовый уровень TDP – 170 Вт.
Как можно заметить, в названии Palit GeForce RTX 3060 Dual отсутствует суффикс «OC», а значит она работает при стандартных частотах. Лимит мощности тоже стандартный. Конечно же компания предлагает и OC-версию, где boost-частота больше на 60 МГц и +10 Вт лимита мощности.
Однако заявленные и фактические частоты работы видеокарт на базе архитектуры NVIDIA Ampere – не есть одно и тоже. Графический процессор при условии хорошего охлаждения может работать на частотах существенно больших и порядочно дольше. Обо всём по порядку.
Традиционно начнём с системы охлаждения. Как ранее упоминалось, Palit в этом плане последнее время большие молодцы. В стоковом состоянии во время тестирования в FurMark, натурально выжимающем все соки из видеокарты, температура графического процессора стабилизировалась на 68 градусах при 50% оборотах вентиляторов. Эффективность отличная и с приличным запасом, а уровень шума просто средний. Видеокарту слышно, но без дискомфорта.
В стоке в бенчмарке 3DMark Fire Strike адаптер набрал 22 149 баллов по Graphics Score, прогревшись до 62 °C максимум, а частота колебалась около 1935 МГц. Вентиляторы успевали раскрутиться до ~60%.
Далее на очереди разгон, и начнём с видеопамяти. В стоке она функционирует при частоте 15 ГГц. Как упоминалось в предыдущем разделе, Samsung-овские микросхемы памяти бывают либо 14-, либо 16-гигерцовыми. В данном случае установлена «придушенная» старшая модификация. Кроме того, для 16 ГГц чипов эти самые 16 ГГц далеко не предел. Гигагерц-полтора сверху они обычно берут.
К моему огромному удивлению, память разогналась до 15,4 ГГц как максимум, увеличив пропускную способность с 360 ГБ/с до 369 ГБ/с. Удивительно на фоне не упрощенного питания памяти, охлаждения всех чипов и контроллеров, а также того факта, что в целом RTX 3060 спокойно разгоняют память свыше 16 ГГц стабильно. По-видимому, мне достался очень неудачный образец.
С разгоном графического процессора Palit GeForce RTX 3060 Dual дело пошло лучше, но не то, чтобы очень – +127 МГц. Базовая частота увеличилась до 1447 МГц, а частота «наддува» – до 1904 МГц. Реальная частота работы выросла соразмерно. Если в стоке в 3DMark она колебалась около 1935 МГц, то теперь около 2062 МГц.
Итогом всех манипуляций с оверклокингом стали 23 128 баллов в 3DMark Fire Strike. Это на 4% больше, чем в штатном состоянии.
Поведение системы охлаждения не изменилось, что неудивительно на фоне возросшего всего на 15 Вт потребления. Два вентилятора и немаленький радиатор на толстых трубках его просто не ощутили.
У Palit GeForce RTX 3060 Dual нельзя посмотреть показания термодатчика на узле питания популярными диагностическими утилитами. Я померял без бэкплейта пирометром, как максимум нащупал 68 °C, что весьма неплохой результат. Отдельно отмечу полное отсутствие посторонних шумов вроде писка/стрекота и подобного.
Тестирование в играх
GeForce RTX 3060 – идеальная видеокарта для «народного» разрешения 1920 х 1080 с амбициями на QWHD (2560 х 1440). Несмотря на объём видеопамяти (12 ГБ) даже больший, чем у предфлагманской GeForce RTX 3080 с её «жалкими» 10 гигабайтами, для комфортной игры при разрешении 3840 х 2160 недостаточно производительности графического процессора.
В нашем случае тестирование проводилось при разрешениях FullHD и QWHD, и дополнительно с активным RayTracing в паре игр.
Borderlands 3 (DX11)
Borderlands 3 базируется на доработанной версии движка Unreal Engine 4. Она может использовать как API DirectX 12, так и DX11. В нашем случае тестировалась DX11-версия.
Assassin’s Creed Odyssey (DX11)
Assassin’s Creed Odyssey использует движок AnvilNext 2.0 от Ubisoft, на котором также базируется предыдущая часть саги о ассассинах, а также Wildlands. Используется API DirectX 11. Игра сильно процессорозависима.
Control (DX12)
Control базируется на совершенно новом движке Northlight от студии Remedy. Игра может использовать как API DirectX 12, так и DX11, также поддерживает трассировку лучей в реальном времени (NVIDIA RTX) и сглаживание DLSS. В нашем случае активен DX12, а RTX и DLSS отключены.
Metro Exodus (DX12)
В основе Metro Exodus лежит эксклюзивный движок 4A Engine, являющийся демонстратором передовых графических технологий. Поддерживается только DirectX 12, а также есть поддержка технологий NVIDIA RTX, DLSS и HairWorks. В этом тесте эксклюзивные технологии NVIDIA деактивированы.
Shadow of the Tomb Raider (DX12)
Игра базируется на усовершенствованной версии движка Foundation от Eidos Montreal. Поддерживается только API DirectX 12.
The Witcher 3 (DX11)
Третья часть саги о похождениях Геральта вышла в 2015, но и по сей день представляет собой вызов для компьютерного «железа». Лежащий в основе движок REDengine 3 был специально разработан для игр с открытым миром. Он использует API DirectX 11 с тесселяцией и рядом эффектов постобработки. Из соображений нейтральности технология HairWorks была отключена.
DOOM Eternal (Vulkan)
Основанная на движке id Tech 7, DOOM Eternal работает исключительно с API Vulkan. Игра великолепно оптимизирована. Стабильно высокий fps показывают все видеокарты даже на предустановке Ultra Nightmare, на которой тестирование и проводилось.
Тестирование с RayTracing
Metro Exodus (DX12), RTX
Control (DX12), RTX
За, против, вердикт
Palit GeForce RTX 3060 Dual получилась ровно такая, какой должна быть RTX 3060. Это идеологически правильное исполнение. Без лишних наворотов, без переплат втридорога за на самом деле копеечные фазы питания, без каких-то безумных 300+ мм систем охлаждения с тремя пропеллерами, которая 170-ваттной видеокарте не нужна. Здесь достаточная плата, достаточный «охлад» с приличным радиатором, обычный для видеокарты внешний вид с простенькой подсветкой, обычная коробка и нет комплекта. Это просто нормальная видеокарта без претензий на звёзды с неба, чем и хороша.
Но без момента спорного всё же не обошлось. Нарекание вызывает организация охлаждения силового узла. Да, он по-кошерному охлаждается от основного большого радиатора через напаянную к рёбрам пластину и термопрокладку. Но проблема в том, что весь радиатор крепится только на 4 винта по углам GPU и всё. Весь прижим к сборкам VRM-узла обеспечивает только жёсткость тепловых трубок. Прижим слабый, что хорошо видно по отпечаткам на термопрокладке, с годами от усталости металла и температуры сильнее точно не станет. Показания температурного датчика на VRM посмотреть нельзя. По показаниям пирометра 68 градусов, значит истинная где-то градусов на 5 больше. Это терпимо, это с запасом, 170 Вт лимит и малая нагрузка на силовые сборки всё простят, но всё же реализация не очень.
Также в случае нашего экземпляра разгон памяти оказался совсем «кислый». С 15 ГГц на микросхемах, которые изначально рассчитаны на 16 ГГц, удалось разогнаться только до 15,4 ГГц. В других обзорах в Сети на RTX 3060, и в том числе конкретно на Palit GeForce RTX 3060 Dual, свыше 16 ГГц память разгоняется стабильно. Похоже, не мне попался не слишком удачный образец. Что касается графического процессора, удалось выжать +127 МГц, увеличив boost-частоту до 1904 МГц и реальную частоту работы до ~2062 МГц. В итоге разгона GPU и памяти получили +4% fps.
В сухом остатке всё решает цена. Конечно, с нынешним безумием на рынке видеокарт невозможно трезво оценить данную модель. В предыдущих поколениях видеокарт Palit Dual были если не самыми, то одними из самых недорогих. Ценовая политика в отношении RTX 3060 Dual наверняка останется такая же, что автоматически делает её одной из самых интересных моделей. К тому же, всё сделано весьма достойно.
Palit GeForce RTX 3060 Dual получает награду «Разумный выбор» от OCClub.ru.
Хорошо:
- Компактные габариты;
- Вентиляторы умеют полностью останавливаться;
- Полный набор видеовыходов;
- Писк/треск отсутствуют;
- Есть немного подсветки;
- Есть бэкплейт;
- Хорошие температурно-шумовые показатели;
- Цена ниже конкурентных RTX 3060.
Не хорошо:
- Спорная организация охлаждения VRM (но температуры норм);
- Пластиковый бэкплейт.