OCClub

Palit GeForce GTX 1650 KalmX: обзор. Абсолютные 0 децибел

75-ваттный уровень TDP видеокарты GeForce GTX 1650, который железно 75 Вт и всё, а не как у процессоров Intel всюду по 95 Вт указано, а по факту 200+, как бы предрасполагает к появлению нереференсных моделей для тех, кому даже едва-едва крутящийся ~90-мм пропеллер – и тот уши режет. Речь конечно же идёт о версиях с пассивной системой охлаждения, где крутиться нечему. Рынок пассивных видеокарт весьма узок. От этого AIB-партнёры NVIDIA не слишком жалуют такие модели. Собственно, среди видеокарт из актуальной линейки как на чипах AMD, так и NVIDIA, никто не предлагает пассивные варианты. Точнее, не предлагал, ведь нескольким неделями ранее отважилась Palit.

У Palit вообще по поводу пассивных адаптеров пунктик. В каждом поколении видеокарт, начиная ещё с GTX 700-ой серии, пусть и не сразу, но обязательно появляется на 100% бесшумная модель. То есть Palit в одном сегменте рынка монополизатор – в рот мне зубы, вот это поворот!

А ещё Palit хитрые. Вспоминаем картинку с афро-африканцем, который типа самый умный: зачем делать новую систему охлаждения (ну как систему, один радиатор), если есть старая? Новенькая Palit GeForce GTX 1650 KalmX получила точно такой же радиатор, какой был у GeForce GTX 750 Ti KalmX, и, очевидно, как у всех промежуточных моделей. В общем, интересный у видеокарты так сказать бэкграунд.

И от бэкграунда переходим к сути. Сегодня на OCClub.ru будем знакомиться с Palit GeForce GTX 1650 KalmX (официальная страница) – вообще единственной видеокартой из актуальных, издающей 0 децибел шума просто всегда. Наличие сторонних писков искал и не нашёл Олег No1seBR, и стартуем!

Упаковка, комплектация

Palit GeForce GTX 1650 KalmX: обзор. Абсолютные 0 децибел

Вы только посмотрите на это! На лицевой стороне коробки приведено изображение видеокарты! Казалось бы, Олег, ты чего поражен-то, обычная же практика. Но не для Palit. Я «обозрел» уже с десяток их видеокарт, и это первая такая коробка. Смотрится, кстати, очень стильно.

Сзади как обычно приведены «фишки» архитектуры NVIDIA Turing, а добрые 70% площади отданы упоминанию поддержки API DirectX 12 и OpenGL 4.6 на 12 языках. Про полное отсутствие шума и не пищащие дроссели писать нужно было. Уж навешали бы лапши про гениальную конструкцию радиатора, а не вот это вот.

К слову, производитель рекомендует как минимум 300-ваттный блок питания. Рекомендация адекватная, хотя я бы посоветовал в современном ПК ставить блок на 500+ Вт. Слишком редкий блок питания мощностью менее 500 Вт подходит хотя бы под определение “приличный”, а потому близко к номинальной мощности ему не стоит работать.

Упаковка стандартная: внутри внешней цветастой коробки ещё одна из плотного картона, внутри которой мягкая форма и сама видеокарта в антистатичном пакете. В комплекте мануал и всё. От диска с драйверами Palit в этом поколении отказались, и правильно.

Простая коробка, комплекта нет, всё по минимуму – правильный подход к упаковке бюджетной видеокарты.

Внешний вид, система охлаждения, плата

Palit GeForce GTX 1650 KalmX – видеокарта относительно компактная. В толщину она занимает ровно два слота (38 мм), в длину – всего 178 мм. Но пассивное охлаждение возможно только с приличной площадью рассеивания, от чего в высоту она занимает аж 138 мм. Очень не каждый стандартный корпус вместит столь высокий адаптер. С другой стороны, GTX 1650 KalmX предназначена для нетипичных систем в нетипичном формате.

Сразу же стоит отметить, что сэкономлено вообще на всём, даже на текстолите. Сделали бы его ещё меньше, да меньше слота PCI-Express уже не отрезать. Обратите внимание, что в целях экономии текстолита даже нет «гака», за который цепляется защёлка слота PCIe. Это конечно фэйл.

С оборотной стороны адаптера усилительной пластины нет. Малая площадь текстолита вынудила некоторые контроллеры разместить сзади.

Набор видеовыходов максимально урезан. Если не ошибаюсь, это единственная GTX 1650 с тремя видеовыходами. Здесь распаяна лишь пара DisplayPort 1.4a и единичный HDMI 2.0b.

Почти вся себестоимость карты вложена в радиатор. Вот он, да – отличный. К чему-чему, а к радиатору вообще без вопросов. Радиатор целиком никелированный, трубки к пластинам припаяны, обработка кромок есть (руки не режет).

Он набран из 43 рёбер толщиной 0,5 мм и огромным межрёберным расстоянием 3 мм. Столь большое расстояние необходимо для лучшей естественной конвекции воздуха. Более плотный стек даже с большей площадью рассеивания работал бы хуже. Расчётно площадь рассеивания около 3910 см2 – весьма приличный показатель. Это +- как у радиаторов видеокарт с двухвентиляторной СО.

Конструкция включает лишь две 6-мм тепловые трубки. В основании алюминиевая пластина, отводящая тепло от всех четырёх микросхем памяти GDDR5, а он графического процессора тепло отводится через медную пластинку. Полировка медной пластины хромает. Также радиатор снимает тепло с узла памяти прямо на пластины. Реализация элементарная – конец пластин загнут Г-образно, сверху термопрокладку и profit!

Рассмотрим печатную плату Palit GeForce GTX 1650 KalmX, получившуюся, внезапно, весьма интересной. Итак, во-первых, Palit молодцы, что всегда ставят пластиковую рамку вокруг GPU. Это снизит риск появления сколов на кристалле при неудачной установке охлаждения.

Во-вторых, Samsung-овские чипы памяти GDDR5 (K4G80325FC-HC25) здесь я точно не ждал увидеть. Их номинальный режим работы 8 ГГц, при которых в составе рассматриваемой карты они и работают. Но также эти микросхемы известны немалым разгонным потенциалом. Каким конкретно на именно этой видеокарте узнаем уже в следующем разделе.

Вообще GTX 1650 уже переехали на память типа GDDR6 с частотой 12 ГГц, что увеличило пропускную способность памяти с 128 ГБ/с до 192 ГБ/с и дало 5-8% прироста производительности, но Palit GeForce GTX 1650 KalmX осталась на GDDR5.

75 ватт мощности не требуют сильной схемы питания. Palit ограничились простейшей схемой 2+1 – пара фаз на ядро и одну на память. Питанием ядра управляет контроллер uPI Semiconductor uP9510, а одной фазой памяти некая микросхема с маркировкой “7303 ACVU”. Кто производитель, что за контроллер – непонятно.

На силовых компонентах тоже сэкономлено. Применяются не высокоэффективные сборки DrMOS, а обычные MOSFET от Sinopower. Дополнительного питания нет, необходимые 75 Вт обеспечивает слот PCI-Express.

Поскольку у NVIDIA нет референсного дизайна GeForce GTX 1650, сравнивать схематику Palit GeForce GTX 1650 KalmX не с чем. Но вообще из тупого расчета TDP/фаз выходит порядка 30-32 ватт на фазу – на фазу ядра, а 4 микросхемы памяти отдельной жизнью со своим контроллером, своей фазой, и примерно 15 ваттами. Около 30 Вт на фазу – немало, но некритично.

Говоря кратко про распределение себестоимости Palit GeForce GTX 1650 KalmX: 1 условная единица за плату и всю обвязку, 5 – NVIDIA за GPU, пол копейки Samsung за чипы памяти и примерно 4 за радиатор – вот и вся видеокарта. В радиатор действительно вложились, получился шикарный. Будто Noctua делала.

Тестирование

Хотя у NVIDIA нет собственной GTX 1650 в референсном исполнении, рекомендованные частоты работы есть – 1485-1665 МГц для графического процессора и 8 ГГц эффективных для чипов памяти GDDR5.

Заводского разгона у Palit GeForce GTX 1650 KalmX, очевидно, нет. Кроме того, абсолютно все GTX 1650, будь у них даже суффикс “OC”, характеризуются жёстким лимитом мощности в 75 Вт.

Однако заявленные и фактические частоты работы видеокарт на базе архитектуры NVIDIA Turing – не есть одно и тоже. Графический процессор при условии хорошего охлаждения может работать на частотах существенно больших и порядочно дольше. Но обо всём по порядку.

Тестовый стенд:

Конечно, самое интересное, как система охлаждения без обдува справится с FurMark-ом. GPU прогрелся до 72 °C, при этом просев по частоте до 1830 МГц. Узел питания судя по показаниям пирометра (датчика на плате нет) прогрелся до примерно тех же значений. Честно признаться, я ожидал существенно худшего.

Однако отмечу, что это на открытом стенде. Будет ли также в корпусе – вопрос двоякий. С одной стороны, конечно нет. С другой стороны, если есть хоть какие-то корпусные пропеллеры – результат будет только лучше. У меня есть какой-никакой опыт с пассивными видеокартами. В самом обычном корпусе, где один 120 мм пропеллер на вдув и один на выдув, температура снижается на градусов 10 сравнительно с открытым стендом.

А ещё к радиатору можно «приколхозить» 120-мм пропеллер, и это будет самая холодная GTX 1650 на свете. Это снизит температуру сразу на 20 °C. Все дальнейшие тесты проводились на открытом стенде без какого-либо дополнительного обдува, и даже с закрытым окном, чтоб наверняка!

К слову, некоторые утилиты даже считывают скорость оборотов пропеллера, которого нет. Фантомный «карлсон» набирал до 50% оборотов.

В стоковом состоянии в 3DMark Fire Strike Palit GeForce GTX 1650 KalmX набрала 9 491 «попугай». Это обычный результат для GTX 1650, пассивное охлаждение не сказалось на производительности. Не удивительно, ведь GPU успевал прогреваться только до 53 °C максимум. Частота ядра варьировалась в пределах 1845-1905 МГц – тоже обычные для GTX 1650 показатели.

Авторазгон силами OC Scanner показывает чудеса, играя против пользователя. После «авторазгона» частота GPU только просела до 1845-1875 МГц, а результат теста снизился до 9 392 очков (-1%). Спасибо OC Scanner, как бы мы без тебя были.

Зато в ручном режиме разгон пошел так, что я аж задумался дать награду “Лучший разгон”. В 3DMark ядро работало при частоте 2055-2115 МГц. Память разогналась до 9200 МГц эффективных. В итоге результат составил 10 592 балла, что +10,5%.

Система охлаждения уже почувствовала такой разгон. Температура работы выросла на целых 8 °C, но всё равно не превысила 61 °C.

В итоге парадокс, но Palit GeForce GTX 1650 KalmX продемонстрировала наилучшие результаты разгона среди вообще всех видеокарт NVIDIA текущего поколения. +10% «чистой» производительности не набирала ни одна.

Очевидно, шума от системы охлаждения нет совсем. Что приятно порадовало, писка и других посторонних звуков от карты тоже нет.

Тестирование в играх

GeForce GTX 1650 в современных реалиях годится только для разрешения Full HD (1920 х 1080), или же меньшего. Но при меньшем разрешении в 2020 году тесты делать непочётно, поэтому на этот раз ограничимся тестами только в Full HD.

Borderlands 3 (DX11)

Borderlands 3 базируется на доработанной версии движка Unreal Engine 4. Она может использовать как API DirectX 12, так и DX11. В нашем случае тестировалась DX11-версия, поскольку DX12 очень долго грузится, а разработчик что-то не спешит это исправлять.

Assassin’s Creed Odyssey (DX11)

Assassin’s Creed Odyssey использует движок AnvilNext 2.0 от Ubisoft, на котором также базируется предыдущая часть саги о ассассинах, а также Wildlands. Используется API DirectX 11. Игра сильно процессорозависима.

Control (DX12)

Control базируется на совершенно новом движке Northlight от студии Remedy. Игра может использовать как API DirectX 12, так и DX11, также поддерживает трассировку лучей в реальном времени (NVIDIA RTX) и сглаживание DLSS. В нашем случае активен DX12, а RTX и DLSS отключены.

Metro Exodus (DX12)

В основе Metro Exodus лежит эксклюзивный движок 4A Engine, являющийся демонстратором передовых графических технологий. Поддерживается только DirectX 12, а также есть поддержка технологий NVIDIA RTX, DLSS и HairWorks. В этом тесте эксклюзивные технологии NVIDIA деактивированы.

Shadow of the Tomb Raider (DX12)

Игра базируется на усовершенствованной версии движка Foundation от Eidos Montreal. Поддерживается только API DirectX 12.

The Witcher 3 (DX11)

Третья часть саги о похождениях Геральта вышла в 2015, но и по сей день представляет собой вызов для компьютерного «железа». Лежащий в основе движок REDengine 3 был специально разработан для игр с открытым миром. Он использует API DirectX 11 с тесселяцией и рядом эффектов постобработки. Из соображений нейтральности технология HairWorks была отключена.

Wolfenstein 2 (Vulkan)

Основанная на движке id Tech 6, Wolfenstein 2 является первой игрой AAA-класса, не поддерживающей никаких других API, кроме Vulkan. Игра активно использует виртуальное текстурирование, тесселяцию поверхностей и физическую визуализацию.

За, против, вердикт

Palit GeForce GTX 1650 KalmX – уникальное предложение на рынке. Это единственная видеокарта с полностью пассивной системой охлаждения как среди тех, что базируются на GPU AMD, так и на графических процессорах NVIDIA.

В плане исполнения очень кратно: максимально дешёвая плата с, внезапно, чипами памяти Samsung, и очень приличный радиатор. Радиатор сделан отменно, здесь вообще без вопросов. Но вот на плате сэкономили каждую возможную копейку. Даже «гака», за который цепляется защёлка слота PCI-Express, и того нет.

К моему удивлению, пассивной системы охлаждения хватает. 72 градуса в FurMark – отличный показатель. В играх в среднем на 10 °C меньше. Пассивная СО почти не сказалась на производительности (на 1-2 fps), карта удерживает высокие частоты работы GPU около 1900 МГц, что вполне стандартно для GTX 1650. Установка 120-мм пропеллера с оборотами порядка 800 в минуту умножает нагрев вообще на ноль.

К огромному удивлению, Palit GeForce GTX 1650 KalmX оказалась самой разгоняемой видеокартой среди всех на архитектуре NVIDIA Turing – вот это поворот! Samsung-овские чипы памяти разогнались с 8 ГГц до 9,2 ГГц. GPU в разгоне «простреливает» до 2115 МГц, но обычно держится около 2050 МГц. Это обеспечило 10,5% прироста производительности, а обычно всё упирается в 6-7%.

Немаловажно, что это настоящие 0 децибел. Каких-либо посторонних писков/шумов карта не издаёт.

В итоге адаптер станет идеальным решением для сверхтихих/полностью бесшумных медиацентров, способных запускать игры 2019-2020 года. “Выбор редакции” за уникальность предложения, и “Особое решение”, ведь… это особое решение. Хотелось бы выдать ещё “Лучший разгон”, ведь заслужила же, но всё-таки не под оверклокинг она создавалась.

Хорошо:

Не хорошо:

P.S. Palit, пожалуйста, можно тоже самое, только с радиатором под 300 мм и производительностью уровня GTX 1660.

Exit mobile version