На носу релиз нового поколения видеокарт NVIDIA, и это отличный повод выпустить новую модель из актуального семейства – не так ли?! Нет, не так? Повод такой-себе? Как обычно важны детали: что за видеокарта, что за исполнение, что по деньгам. И главное в данном контексте то, а какие именно видеокарты NVIDIA в ближайшее время собирается выпускать? Наверняка чипмейкер пойдёт по проторенной дорожке и сперва на прилавках магазинов окажутся видеокарты средне-высокого и топового сегмента, ныне перекочевавшие под бренд GeForce RTX. На данный момент всплывали только фото RTX 3080 и RTX 3090, да и обещания Micron о “легендарной производительности” не вяжутся с картами бюджетного класса. Так что, по-видимому, в бюджетном сегменте править балом до, вероятно, весны следующего года будут видеокарты семейства GeForce GTX.
И вот под закат видеокарт NVIDIA на архитектуре Turing компания Palit выпустила пару новых видеокарт серии GeForce GTX 1650 Super GamingPro. “Пару” – слово не совсем подходящее, ведь в данном случае это версия как бы обычная и с заводским разгоном на щедрые +45 МГц, а плата и система охлаждения одинаковы. В плане исполнения новинки простенькие: радиатор из цельного куска алюминия без тепловых трубок, пара некрупных пропеллеров без возможности полной остановки (хотя в пресс-релизе такая «фича» значилась, о чём написал я и не только, и вообще здесь Санта-Барбара), бэкплейта нет, ну и всё остальное тоже спартанское.
При том и рекомендованный ценник соответствующий. Так условно «младшая» версия Palit GeForce GTX 1650 Super GamingPro без заводского разгона обойдётся в России от 14 300, а версия с разгоном стоит от 14 600.
На таком бэкграунде переходим ближе к сути. А по сути вы на сайте OCClub.ru, у клавиатуры Олег No1seBR, и сегодня на местном “Тест’О’Дроме” будет «тестодромиться» видеокарта Palit GeForce GTX 1650 Super GamingPro (официальная страница) в студенческой версии без разгона из коробки. Или грустный сказ за 3 фазы, резкий дефицит меди в промышленности и поиск возможности остановить пропеллеры.
Упаковка, комплектация
Palit GeForce GTX 1650 Super GamingPro поставляется в стандартной Palit-овской коробке, характерной для всех «не понтовых» видеокарт этого производителя последних лет. Классическое сочетание чёрного и зеленого, перечисление особенностей архитектуры NVIDIA Turing – всё стандартно.
С оборотной стороны снова приведены «фишки» NVIDIA, а не, увы, конкретно этого исполнения, а также перечислены минимальные системные требования. Ключевое – блок питания мощностью свыше 350 Вт, имеющий один 6-pin разъём дополнительного питания. 100-ваттный уровень TDP GeForce GTX 1650 Super не позволяет обойтись 75 ваттами, обеспечиваемыми слотом PCI-Express.
Внутри одной коробки вторая коробка, внутри которой в мягкой форме и антистатическом пакете лежит непосредственно видеокарта. Защита обеспечена нормальная.
Комплект поставки беднейший – один мануал и всё. Некоторые производители видеокарт уже начали отказываться от записи драйверов на диск, поскольку, во-первых, и дисковода-то уже нет ни у кого, и, во-вторых, версия драйверов устаревает ещё до записи на диск. Palit среди тех, кто не отдаёт дань уважения почти ушедшим технологиям.
Внешний вид, система охлаждения, плата
При ценнике около 14 тыс. рублей, что самый низ рынка GeForce GTX 1650, неудивительно, что в плане исполнения Palit GeForce GTX 1650 Super GamingPro – видеокарта простенькая. Прежде всего потому, что 100-ваттный уровень тепловыделения/энергопотребления не требует мощной схемы питания, не требует слишком хорошего охлаждения. Как и 4 ГБ памяти GDDR6, набранные всего четырьмя чипами, и при частоте 12 ГГц функционирующие далеко не на пределе своих возможностей.
Общие габариты видеокарты равны 170 х 115 х 40 мм, и при столь компактной длине, превышающей длину слота PCI-Express x16 едва-едва, поместится она в любой корпус, в том числе в сверхкомпактные mini-ITX системы.
RGB-подсветки нет, задней усилительной пластины нет, каких-то украшательств в плане внешнего вида тоже. Однако по мерках бюджетных карт дизайн вполне приятный. Конечно, преимущественно благодаря вентилятором, покрывающим почти всю площадь фронтальной панели. Сам кожух цельнопластиковый, хоть местами и очень хочет быть металлом. В традиционной для Palit манере немножко присутствует глянцевый пластик. И в традиционной для себя манере отмечу, что растеряет глянец презентабельный вид быстро.
Взгляд на тыльную сторону адаптера раскрывает важный момент: а кожух-то можно снять без потери гарантии! Он просто прикручен на четыре винта без скрытых под радиатором. Через время почистить видеокарту от насосавшейся пыли будет очень легко. Жаль, что подобная реализация встречается так редко.
Среди прочего с тыльной стороны стоит выделить 6-pin разъём дополнительно питания PCI-E Power, защелка которого направлена на тыльную сторону PCB.
На панели с видеовыходами распаяны два порта DisplayPort 1.4a и один HDMI 2.0. Здесь стоит отметить вентиляционную решётку с сотовидными прорезями. Горизонтальная направленность радиаторных рёбер в купе с крупной решёткой позволит выбрасывать немалую часть нагретого воздуха сразу за пределы корпуса.
За отвод тепла отвечает радиатор без тепловых трубок, зато куда более крупный, чем был у Palit GeForce GTX 1650 Super StormX. Кроме того, через довольно толстую ~2-мм термопрокладку снимается температура с скромного узла питания. Есть много моделей GTX 1650 Super, где VRM-узел вообще без радиатора «живёт» за счет какого-никакого потока воздуха от вентиляторов. Так что здесь ещё продвинутое охлаждение!
Медной вставки и подложки нет, полировка основания обычная для радиаторов такого типа – отсутствует полностью, ну и как обычно Palit излишне щедра на количество термопасты.
Делают ветер пара пропеллеров диаметром 80 мм. Умеют ли они останавливаться – вопрос непростой. В пресс-релизе было сказано, что умеют. На официальной странице пометки “0dB” нет, хотя у аналогичной Palit GeForce GTX 1650 GamingPro без Super есть. Наш экземпляр вентиляторы не останавливал, а других BIOS на официальном сайте нет. Пообщавшись с представителем Palit выяснилось, что 0dB здесь нет, что несколько странно.
Дизайн платы почти целиком был унаследован от вышеупомянутой Palit GTX 1650 Super StormX. Конечно, есть минорные отличия, преимущественно возникшие из-за иного набора видеовыходов и их обвязки, но «костяк» идентичный.
VRM-узел имеет вид 3+1, где 3 фазы питают графический процессор NVIDIA TU116, оставшаяся – 4 микросхемы памяти GDDR6. В схематике используются матёрые 50-амперные DrMOS-сборки ON Semiconductor NCP302150 и контроллер uPI Semiconductor uP9529P, про который дополнительной информации не удалось найти.
Среди прочего стоит отметить наличие пластиковой рамки вокруг GPU. Из производителей популярных Palit едва ли не единственная, кто устанавливает такую штуку, а она снимает лишнее давление на графический чип, предотвращая появление сколов. Реально полезная вещь.
Память набрана микросхемами Micron D9WCR. Конкретно эти чипы, в отличии от модификации D9WCW (14 ГГц), очень часто встречающейся в видеокартах Palit, имеют штатный режим работы 12 ГГц. Увы, лёгкого приличного разгона памяти, кажется, не будет (к удивлению, будет!). Чипы память не охлаждаются.
И на этом как бы всё – закончилась видеокарта. Из ключевых особенностей в плане исполнения стоит выделить кожух, который снимается без потери гарантии, качественные мощные DrMOS-сборки, наличие охлаждение DrMOS в целом, ну и теоретическое отсутствие «халявы» с разгоном памяти. Что могло – то вскрытие показало, так что переходим к тестированию.
Тестирование
Рекомендованные частоты работы для GeForce GTX 1650 Super равны 1530-1725 МГц для ядра и 12 ГГц для микросхем памяти GDDR6. Palit GeForce GTX 1650 Super GamingPro не имеет разгона из коробки (хотя такая версия тоже есть с +45 МГц и +300 рублей к ценнику), а значит при вышеназванных частотах и работает.
ОС-версии некоторых видеокарт NVIDIA имеют чуть увеличенный лимит мощности, но в случае любых версий GTX 1650 Super от любых AIB-партнёров лимит TDP жёстко фиксирован на 100 Вт.
Однако заявленные и фактические частоты работы видеокарт на базе архитектуры NVIDIA Turing – не есть одно и тоже. Графический процессор при условии хорошего охлаждения может работать на частотах существенно больших и порядочно дольше. Но обо всём по порядку.
Тестовый стенд:
- Процессор: Intel Core i5-10400F;
- Материнская плата: ASUS Z490 Prime-A;
- Процессорный кулер: Fractal Design Celsius+ S24 Prisma;
- Видеокарта: Palit GeForce GTX 1650 Super GamingPro;
- Оперативная память: Patriot DDR4-2666 16 ГБ (2х 8 ГБ);
- Накопитель: ADATA XPG SX8200 Pro 512 ГБ;
- Блок питания: Fractal Design Ion+ Platinum 760 Вт;
- Корпус: открытый стенд;
- Операционная система: Windows 10 x64.
Как обычно сперва изучим производительность и возможности системы охлаждения в стоковом режиме. В FurMark, где видеокарта выедает весь лимит мощности, частота ядра достигала 1950 МГц, но стабилизировалась на 1875 МГц. При этом графический процессор прогрелся до 70 градусов, а потенциал системы охлаждения был задействован на 62%, что около 2100 об/мин (да, у пропеллеров есть тахометр, и да, 2100 – это громко).
Результат Graphics Score 3DMark Fire Strike составил 12 341 «попугай». Температура во время тестов достигала 63 градусов в пике (при 53% оборотов вентиляторов максимум), частота работы – 1875-1890 МГц.
Автосканирование OC Scanner ввиду его фактической бесполезности пропускаем, сразу переходя к разгону «ручками». К удивлению, потенциал разгона есть, да ещё и какой! При тестировании стабильности частота GPU достигала 2115 МГц, но зачастую держалась на отметке 2040 МГц. В плане температур +- тоже самое – 71 градус, но обороты пропеллеров прежние.
Несмотря на то, что установленные чипы памяти изначально на частоту 12 ГГц и рассчитаны, и обычно разгоняются Micron-овские 12-гигагерцовые чипы погано, в составе Palit GeForce GTX 1650 Super GamingPro какие-то очень удачные банки памяти. Память GDDR6 разогналась до 14,5 ГГц, подняв пропускную способность с 192 ГБ/с до 232 ГБ/с – просто отличный результат!
В разгоне “как получилось” в 3DMark результат вырос до 13 811 – впечатляющие почти 12% прироста. Впечатляющие не в абсолютном зачёте, а на фоне других видеокарт NVIDIA на архитектуре Turing, для которых 6-8% – типичная прибавка от разгона. Частоты работы – 2040-2130 МГц, ровно как в FurMark.
Посторонние шумы вроде писка дросселей отсутствуют полностью.
Тестирование в играх
Palit GeForce GTX 1650 Super GamingPro, как и любая другая GTX 1650S – видеокарта бюджетная и не мощная. Как следствие народное разрешение FullHD (1920 x 1080) – это максимум, на что она способна, да и то 4-гигабайный буфер памяти частенько оказывается узким местом.
Borderlands 3 (DX11)
Borderlands 3 базируется на доработанной версии движка Unreal Engine 4. Она может использовать как API DirectX 12, так и DX11. В нашем случае тестировалась DX11-версия, поскольку DX12 очень долго грузится, а разработчик что-то не спешит это исправлять.
Assassin’s Creed Odyssey (DX11)
Assassin’s Creed Odyssey использует движок AnvilNext 2.0 от Ubisoft, на котором также базируется предыдущая часть саги о ассассинах, а также Wildlands. Используется API DirectX 11. Игра сильно процессорозависима.
Control (DX12)
Control базируется на совершенно новом движке Northlight от студии Remedy. Игра может использовать как API DirectX 12, так и DX11, также поддерживает трассировку лучей в реальном времени (NVIDIA RTX) и сглаживание DLSS. В нашем случае активен DX12, а RTX и DLSS отключены.
Metro Exodus (DX12)
В основе Metro Exodus лежит эксклюзивный движок 4A Engine, являющийся демонстратором передовых графических технологий. Поддерживается только DirectX 12, а также есть поддержка технологий NVIDIA RTX, DLSS и HairWorks. В этом тесте эксклюзивные технологии NVIDIA деактивированы.
Shadow of the Tomb Raider (DX12)
Игра базируется на усовершенствованной версии движка Foundation от Eidos Montreal. Поддерживается только API DirectX 12.
The Witcher 3 (DX11)
Третья часть саги о похождениях Геральта вышла в 2015, но и по сей день представляет собой вызов для компьютерного «железа». Лежащий в основе движок REDengine 3 был специально разработан для игр с открытым миром. Он использует API DirectX 11 с тесселяцией и рядом эффектов постобработки. Из соображений нейтральности технология HairWorks была отключена.
Wolfenstein 2 (Vulkan)
Основанная на движке id Tech 6, Wolfenstein 2 является первой игрой AAA-класса, не поддерживающей никаких других API, кроме Vulkan. Игра активно использует виртуальное текстурирование, тесселяцию поверхностей и физическую визуализацию.
За, против, вердикт
“Сейчас быстренько оттестим, состряпаем обзор, сделаем вывод нейтрального характера, ведь ну какой спрос с бюджетной GTX 1650 Super с радиатором-болванкой, оценённой по низу рынка?” – думал я, приступая к обзору Palit GeForce GTX 1650 Super GamingPro. А видеокарта-то оказалось… ну таки простенькой, не буду же я перечить очевидному, но с характером и порохом в пороховнице!
Радиатор вообще без меди изначально не внушает доверия, и даже на фоне 100-ваттного уровня TDP GTX 1650 Super. Но на фоне прочих «безмедных» радиаторов этот довольно массивный, и в довесок продувается сразу парой вентиляторов. Что немаловажно, присутствует охлаждение узла питания, и не отдельным мини-радиатором, а от основного массивного. Как итог – температуры работы около 70 градусов при ~50% оборотов в играх и не сложных тестах и около 60% в тяжёлых стресс-тестах.
Конечно, наибольшим открытием стал тот самый порох в пороховнице. Барабанная дробь и… и самой разгоняемой видеокартой NVIDIA среди GTX 1600/RTX 2000 признаётся Palit GeForce GTX 1650 Super GamingPro. Вот так поворот! 6-8% прироста кадровой частоты – типичный для этих видеокарт результат. Но 12% – уже нетипичный.
Графический процессор, по сути, разогнался почти обычно. «Прострелы» до 2130 МГц и ~2040 МГц стабильных – результат чуть выше среднего. Но чипы GDDR6 разогнались до 14,5 ГГц, что для Micron-овских микросхем, изначально рассчитанных на 12 ГГц, просто космос. Собственно, не каждые 14 ГГц чипы до 14,5 ГГц гонятся. Не исключено, что попался очень удачный образец, хотя он обычный-розничный прямиком из магазина.
Итого вывод не нейтрального характера. Palit GeForce GTX 1650 Super GamingPro – удачная видеокарта. Низ рынка GTX 1650S + охлаждается память + есть разгон. Единственное что – вентиляторы при максимальной нагрузке несколько шумноваты, но температуры удерживают годно. Это одновременно и “Разумный выбор”, и “Выбор оверклокера”, пусть мне и несколько стыдно выдавать “Выбор оверклокера” за 12% прирост. Но таковы актуальные реалии: какой Eminem – такой и Stan.
Хорошо:
- Ценник на фоне конкурентных GTX 1650 Super;
- Есть пластиковая рамка вокруг GPU;
- Неплохой разгон GPU;
- Великолепный разгон памяти;
- Есть охлаждение узла питания;
- Можно снять кожух без потери гарантии.
Не хорошо:
- Вентиляторы при высокой нагрузке шумноваты.