История современных графических процессоров Intel GMA началась ещё в 2004-м году, когда публике был представлен чипсет Intel 910\915 со встроенной графикой GMA 900. Данный GPU был намного быстрее морально устаревшего Intel Extreme Graphics 2, однако ввиду архитектурных особенностей так и не смогло составить конкуренцию встроенным решениям конкурентов – Radeon X200 и Geforce 6150.
Дело в том, что данный GPU поддерживал DirectX 9 лишь формально, на программном уровне. У него отсутствовал блок T&L, и блоки вершинных конвейеров. Всю работу по обработке вершин и геометрии совершал CPU.
Всего 4 пиксельных конвейера не давали особо разгуляться, и итоговая производительность решения оказывалась на уровне Radeon 9000 или Geforce 4MX.
Спустя полтора года появилось обновлённое решение – GMA 950. Данный GPU оказался лишь слегка разогнанной и улучшенной версией GMA 900. Из достоинств следует отметить аппаратную поддержку DirectX 9 и Shader Model 2.0
Однако, несмотря на некоторую “эволюцию”, блока T&L и вершинных конвейеров у данного видеоядра так и не появилось.
В 2006-м году, вместе с появлением чипсетом Intel 965, был анонсирован новый GPU компании GMA X3100 – достаточно продвинутый видеочип позволяющий без проблем играть в более-менее современные игры при условии наличия современного двуядерного процессора. Новинка была оснащена 8-ю унифицированными шейдерными процессорами, 8-ю блоками ROP’s и поддерживала DX9C и DX10 (который правда был отключён на программном уровне).
Двумя годами позже, Intel анонсировала линейку встроенных видеочипов GMA X4500, которая имела “врождённую” поддержку DirectX 10, и имела уже 10 унифицированных шейдерных процессоров. В паре с процессором Core 2 Duo работающим на частоте ~2500МГц, данный GPU набирал примерно 1000 очков в 3DMark 2006. Конечно, для игры в Crysis или GTA 4 производительности данной системы было недостаточно, однако по сравнению с предыдущими GPU компании Intel прогресс был очевиден.
Итак, прошло ещё полтора года. Компания Intel готовит к продаже процессоры Pentium G6950 под сокет LGA 1156, c интегрированным графическим ядром – GMA HD.
Несмотря на оптимистичные прогнозы, данное видеоядро является логическим продолжением GMA 3000 и GMA 4000 и имеет схожую с ними архитектуру.
Итак, GMA HD теперь имеет 12 потоковых процессоров и 12 блоков ROP’s. В паре с процессором Pentium G6950 и 2-мя гигабайтами DDR3 памяти, удалось получить следующие результаты:
GMA X4500HD
3DMark 2006 – 1169
FarCry 2 – 17.30
Devil May Cry 4 – 31.87
Street Fighter 4 – 35.65
GMA HD
3DMark 2006 – 1560
FarCry 2 – 22.84
Devil May Cry 4 – 39.42
Street Fighter 4 – 38.46
GF 9300
3DMark 2006 – 1869
FarCry 2 – 35.02
Devil May Cry 4 – 55.15
Street Fighter 4 – 63.03
Как видите, разница между GMA HD и X4500 крайне мала. И это при том, что в системе с GMA HD использовалась DDR3 память, дающая большую ПСП GPU.
К сожалению, вновь стоит констатировать факт – Intel ещё очень и очень далеко до действительно мощных встроенных решений, которые бы оказывали реальную конкуренцию продуктам от AMD и Nvidia. Пока – уровень производительности GMA HD едва дотягивает до Radeon HD 3200 и Geforce 8200. Ну, что’ж, уже почти неплохо. Дальше будет лучше.