Внешний вид и особенности конструкции
Thermaltake Engine 27 – однозначно самая компактная система охлаждения из тех, что я держал в руках. Общие габариты устройства всего 92х92 мм, что конечно знатная такая целиком металлическая «бляха», но как-то держа в руках эти 310 грамм металла верится слабо, что они способны охладить горячий нрав современного мощного процессора Intel.
Да-да, процессора Intel. Рассматриваемый охладитель совместим исключительно с платформой Intel LGA 115x. Фактически, он совместим со всеми процессорами «синего» лагеря, выпущенными за последние лет 7. Повторюсь, платформа Intel LGA 2011 и любые сокеты AMD не поддерживаются.
Впечатляет больше всего высота – всего 27 мм. В большинстве случаев кулер даже не возвысится над радиаторами VRM материнской платы, а еще малая высота предполагает использование в самых различных местах.
Грубо говоря, состоит кулер из всего двух частей: радиатора и вентилятора. В этой схеме, казалось бы, все вполне обыденно, и без преувеличения 100% систем охлаждения состоят из вентиляторов да радиаторов. Однако отличительная особенность и уникальность Thermaltake Engine 27 состоит в том, что вентилятор также из алюминия, и он же является одновременно и радиатором тоже.
По задумке разработчиков, вращающийся вентилятор турбинного типа не только прогоняет воздух сквозь массив алюминиевых пластин, но и охлаждается сам. Если бежать со скоростью 20 км/ч, то значит и скорость воздуха (скажем ветра) относительно тебя будет 20 км/ч, верно? Таким образом вентилятор (который здесь алюминиевый) охлаждается весьма прилично.
Это звучит весьма впечатляюще в теории, и здорово представляется в фантазии, но есть физическая сила, которая по идее должна была поставить крест на всей этой затее – трение. Чтобы был теплообмен между этим алюминиевым вентилятором и основанием просто необходимо, чтобы они соприкасались. Но если они соприкасаются, то тогда будет только лишний нагрев от трения, и еще это очевидно мешает вращению. И как оно тогда работает?
В месте соприкосновения верхней части «карлсона» (то есть крыльчатки) и нижней его части (приделанной к основанию) все не так просто. Как видно на фото, площадь их соприкосновения еще и намеренно существенно увеличена.
Для меня, прямо сказать, принцип работы все еще остается загадкой. В месте соприкосновения, похоже, происходит просто магия. По моему предположению, между основанием вентилятора и крыльчаткой находится что-то вроде масла, при чем очень необычного. Оно должно и хорошо скользить, и хорошо передавать тепло. Конструкция неразборная, а какой-либо дополнительной информацией Thermaltake по этому поводу не хочет делится.
Ну а теперь к более приземленным и очевидным темам. Общее качество исполнения Engine 27 на высочайшем уровне. Кольцевой радиатор, окружающий пропеллер, состоит аж из 129 алюминиевых пластин. Вдумайтесь, каков уровень технологии производства за изготовлением радиатора круглой формы, с настолько плотным радиаторным стеком. И все это выполнено идеально.
Вентилятор по техническим характеристикам вполне обычный. 60 мм диаметр, 1500-2500 об/мин, 13-25 дБА шума, и производительность до 15,6 м3 воздуха в час. Казалось бы, для вращения вентилятора из железа потребуется немалое усилие, и будет немалое потребление, но потребляет кулер всего 1 Вт.
Основание Thermaltake Engine 27 выполнено из никелированной меди. Отполировано довольно хорошо, можно даже сказать до состояния зеркала. Правда, видны некоторые как бы полоски на основании, но это больше похоже не на следы полировки, а на структуру самого металла. В целом, основание я бы оценил на 4+. На 5 все-таки не дотягивает.
Ну и самый важный вопрос: что будет, если подставить палец под железную турбину? Ну я подставил сначала карандашик. Ударило, но не сказать, что прямо сильно. Потом и палец поставил=) По ощущениям чуть больнее, чем удар от обычного вентилятора. Крыльчатка хоть и железная, и скорость вращения до 2500 об/мин, но всего 60 мм диаметр, и на вскидку вес крыльчатки грамм ну от силы 30-40. Выглядит страшно, но из-за малой массы энергия вращения не так велика. Чтоб раздробило палец нужно или массу крыльчатки больше, или намного больше обороты.
Ну а что, нормальный сайт, нормальные советы=)
P.S. Старые AMD кулеры пальцы разбивают. Инфа 100%. И даже не спрашивайте, откуда я это знаю.