Ровно 35 лет назад вышла Commander Keen in Invasion of the Vorticons — Episode 1: Marooned on Mars. Сегодня эта DOS-игра может казаться затерянной во времени. Однако именно она напрямую привела к созданию id Software — студии, позже подарившей миру Wolfenstein 3D, Doom и другие ключевые FPS.
Сюжет игры был вторичен. Главное — технология, лежавшая в её основе.
Прорыв Джона Кармака
Настоящей революцией стал движок Джона Кармака. Он впервые обеспечил плавный горизонтальный скроллинг на ПК в эпоху EGA-графики. Тогда это считалось крайне сложной задачей.
Изначально Кармак создавал движок для порта Super Mario Bros. 3 на PC. Однако Nintendo отказалась от проекта. В результате технология легла в основу совершенно новой игры — Commander Keen, которая стала витриной инженерных возможностей.
Успех по модели shareware
Игра использовала EGA-движок с технологией adaptive tile refresh. Распространялась она по shareware-модели Apogee. Результат оказался впечатляющим.
По данным Wikipedia, до Commander Keen ежемесячные продажи Apogee составляли около $7 000. Новый проект принес $30 000 уже за первые две недели. Спустя полгода доход стабилизировался на уровне $60 000 в месяц.
От Softdisk к id Software
Этот успех дал Кармаку, Джону Ромеро и их коллегам уверенность уйти из Softdisk. Они основали студию Ideas from the Deep, которую вскоре переименовали в id Software.
В 1990–1991 годах команда выпустила трилогию Commander Keen. Однако на этом они не остановились.
Переход к 3D и рождение жанра
Разработчики быстро увидели потенциал программного 3D-рендеринга. В 1992 году вышла Wolfenstein 3D, фактически создавшая жанр FPS. Уже в 1993-м последовал Doom, закрепивший доминирование id Software.
Эти игры совпали с переходом ПК-рынка от 486 к Pentium. В результате PC окончательно вытеснил разрозненные домашние компьютеры.
Влияние на GPU-индустрию
Взрыв популярности 3D-игр стимулировал появление ускорителей вроде 3dfx Voodoo, ATI 3D Rage, Nvidia RIVA 128 и PowerVR. В конце 1990-х Nvidia выпустила GeForce 256, позиционируя его как «первый GPU».
Примечательно, что одной из первых игр с поддержкой Direct3D 7 и аппаратного T&L стала Quake III Arena — снова разработка id Software.


