SSDNow M.2 G2 240 ГБ
Накопитель Kingston SSDNow M.2 G2 представляет из себя небольшую плату типа M.2 2280 (это означает 22 х 80 мм) с разъёмом M.2 SFF (Small Form Factor). Сразу же обращу внимание на то, что это не NVMe-накопитель с безумными скоростями работы и соответствующим ценником, использующий для связи линии PCI-Express. Физически используется интерфейс SATA 6 Гбит/с. Несмотря на то, что традиционные жесткие диски также в большинстве своем используют SATA, не в одном интерфейсе дело.
Линейно записывать/читать данные с приличными скоростями может и обычный HDD (пусть и все-таки куда медленнее, чем SSD). Однако система часто обращается к данным, расположенным хаотично. Головке жесткого диска требуется время на позиционирование, а просто чипу времени практически не нужно для нахождения запрашиваемой ячейки памяти.
С лицевой стороны накопителя, который в нашем случае на 240 ГБ, распаяно сразу все: и пара NAND-чипов памяти, и контроллер, и DRAM-буфер.
С оборота нет вообще ничего, только пара пустующих посадочных мест под еще чипы памяти. Их можно увидеть в версии на 480 ГБ.
Кстати о версиях. Kingston SSDNow M.2 G2 бывают на 120 ГБ, 240 Гб, и на 480 ГБ. В зависимости от ёмкости разнится и скорость. Так модель на 120 ГБ характеризуется скоростями последовательного чтения/записи в 550/200 МБ/с, 240 ГБ – 550/330 МБ/с, и 480 ГБ – 550/520 МБ/с. Старшая версия получилась вообще бодрая.
Однако линейная скорость записи – не самый важный параметр. Зачастую идет обращение к данным хаотично, и скорость работы в таком случае измеряется в IOPS (показатель скорости работы с случайными блоками размером 4 КБ). В таких условиях 120 ГБ модель работает при 80 тыс./48 тыс. IOPS, а две старшие при 80 тыс./80 тыс. IOPS – для чтения/записи соответственно.
Рассмотрим накопитель детальнее. В нем этих самых деталей куда больше, чем может показаться сразу. Начнем с самого главного – с самих микросхем NAND-памяти. Изначально они прикрыты наклейкой, и несмотря на то, что казённое имущество должно оставить товарный вид, хитрыми способами и «беспалевно» наклейку я приподнял. Под ней оказались чипы c маркировкой Kingston. Но Kingston не производит чипы самостоятельно, ну тут еще как посмотреть.
iPhone вроде как тоже производится в Китае, только под чутким руководством инженеров из Apple, и с четким соблюдением технологических процессов и норм. Kingston непосредственно сама чипы не делает, но контролирует все процессы производства, начиная с закупки так называемых «ваферов» (кремниевых пластин).
Благо, контроллеры Phison умеют рассказать о памяти больше, чем внешняя маркировка. В итоге удалось установить, что это 15 нм чипы Toshiba TH58TEG9DDLTA00 (AIDA64 считает также). Весьма надежны. Как-никак память MLC (2 бита на ячейку) к надежности и предрасполагает. Так у рассматриваемой 240 ГБ версии заявлен ресурс в 300 ТБ записанных данных.
Не так прост и контроллер Phison с маркировкой PS3110-S10C-12. Вообще есть две версии этого контроллера, одна 8-канальная, а вторая 4-канальная. Эта на 4 канала. Контроллеры Phison прямо очень распространенное решение среди производителей SSD, но не все из них имеют право на модификацию этих контроллеров и выпуск собственных прошивок. У Kingston такое право есть, и вроде как Kingston вообще единственная, кому это разрешено. Проворные жулики=)
И последний элемент на плате – микросхема буферной памяти. Это Nanya NT5CC256M16iP-DI, типа LDDR3-1600, объёмом 512 МБ. Такая же, кстати, была у ADATA SU800. Тоже очень популярный чип.
Естественно, как у практически всех современных SSD, у рассматриваемого накопителя имеются технологии S.M.A.R.T. и TRIM (для мониторинга и самоанализа/самоочистки накопителя) и NCQ (грамотная очередность команд).