OCClub

Jonsbo CR-1000 GT: обзор. Неплохой бюджетный кулер, но не более того

Подобно 1st Player из предыдущей обзорной статьи, продукция компании Jonsbo лишь недавно начала появляться в странах СНГ и Европе. Отчасти предложение продиктовано спросом, ведь из года в год богаче не становимся, а сейчас так совсем, а их продукция примечательна неплохим соотношением цена/качество. Матёрые знатоки «железа» могут быть знакомы с Jonsbo по марке Cooltek, лет 10 назад активно распространяемой на европейском рынке. На этом хватит со вступительной лирикой и переходим ближе к делу – к Jonsbo CR-1000 GT.

Рассматриваемый Jonsbo CR-1000 GT представляет собой классический недорогой процессорный кулер, выполненный по башенной конструкции. Радикально он не выделяется среди одноклассников: 4 теплотрубки диаметром 6 мм; исключительно ради экономии реализован прямой контакт с крышкой процессора в основании; одинарный худой радиаторный стек без пайки к трубкам; 120-мм пропеллер, якобы базирующийся на гидродинамическом подшипнике с неназванным ресурсом. Кулер несколько выделяется среди ценовых конкурентов наличием подсветки, да ещё и ARGB, да ещё и не только пропеллера, а также неплохой системой крепления на подпружиненных винтах.

После краткой вводной остаётся лишь добавить, что вы на OCClub.ru, сегодня смотрим на Jonsbo CR-1000 GT (официальная страница), в роли смотрящего Олег.

Упаковка, комплектация

Jonsbo CR-1000 GT: обзор. Неплохой бюджетный кулер, но не более того

Первое впечатление Jonsbo CR-1000 GT производит хорошее. Картон коробки неплохого качества, полиграфия отменная, содержимое бокса защищено мягкими проставками.

На одной из граней расписаны особенности модели (ммм, тёмно-фиолетовый на чёрном фоне, как читаемо)…

…сзади приведены технические параметры. Параметры развёрнутые, есть как для радиатора, так и вентилятора, и в том числе список поддерживаемых сокетов. Не хватает лишь данных о ресурсе «карлсона». К слову, ресурс не указан даже на официальной странице, что настораживает.

Комплект поставки Jonsbo CR-1000 GT включает:

Замечательно, что термопаста в тюбике, а не одноразовом пакетике. Этого количества хватит на 3-4 раза в случае процессора обычного размера. Про её эффективность Jonsbo ничего не говорит, сравнительных тестов в Сети мне не удалось найти. Скорее всего она не сильно отличается от термопасты в комплекте любого другого китайского кулера, теплопроводность порядка 2 Вт/(м*К), что потеря ~4 градусов относительно популярных качественных термопаст.

Комплектный бэкплейт нужен только для сокетов Intel. Он пластиковый, но с учётом небольшой массы системы охлаждения вполне пойдёт. Собственно, спасибо, что вообще есть.

Внешний вид, конструкция, вентилятор

Внешний вид Jonsbo CR-1000 GT очень похож на любой другой кулер с ценником около 2000 рублей. Выделяется разве что полноценная адресуемая ARGB (3-pin, 5V) подсветка вентилятора, а также подсвечиваемая пластиковая декоративная пластина, прикрывающая верх радиатора. Внезапно, подсветка ещё и не бедная. В роторе «карлсона» аж 12 диодов, что обеспечивает плавные переливания цветов. Ещё десяток в верхней панели.

Хорошо, что радиатор из «голого» алюминия. В этом ценовом сегменте производители любят радиатор покрасить, особенно китайцы. И покрасить – это именно покрасить, а не анодировать/применить хитрое теплопроводное покрытие. Краска сильно влияет на теплоотдачу, чему PC Cooler GI-D56A Halo в пример. Собственно, любое покрытие металла только и только ухудшает теплоотдачу.

С точки зрения конструкции Jonsbo CR-1000 GT является односекционным кулером башенного типа. Его габариты вместе с вентилятором равны 158 х 128 х 76 мм (В х Ш х Г), а масса 610 г (радиатор отдельно 448 г). Радиатор набран 45 ламелями толщиной 0,4 мм с межрёберным расстоянием 2 мм. 2 мм между рёбрами свидетельствуют о том, что радиатор «заточен» под вентилятор с невысоким статическим давлением. Эффективность охлаждения при низких и средних оборотах будет неплохая, но не при высоких. Расчётная площадь рассеивания в районе 5800 мм2.

На радиаторе можно закрепить пару 120-мм пропеллеров. Однако, для второго в комплекте нет скобок, и, что весомее, на фоне немаленького межрёберного расстояния это не имеет большого смысла. В лучшем случае получится отыграть пару градусов.

Радиаторный стек нанизан на 4х 6-мм тепловые трубки. Именно нанизан, ни пайки, ни термоклея здесь нет. Расположение теплотрубок в теле радиатора вызывает вопросы. Они стоят слишком близко друг к другу, очевидно, что прогрев будет неравномерный. Ламели не имеют никакой аэродинамической оптимизации. Кромки ламелей обработаны, но средненько. Пальцы не режут, как у совсем дешманских кулеров – и на этом спасибо. Но про прямо хорошую обработку, препятствующую образованию завихрений, говорить не приходится.

Изначально подложку Jonsbo CR-1000 GT во избежание царапин прикрыто наклейкой. И таки есть, что защищать.

В основании применяется технология прямого контакта тепловых трубок с крышкой процессора. В отличии от сказок, которые производители рассказывают на своих официальных страницах, это не ускоряет передачу тепла на радиатор. Прямой контакт – это экономия. Лет 10 назад производители активно с ним экспериментировали, в итоге вернулись к теплораспределительным пластинам, а прямой контакт уехал в бюджетный сегмент. Не просто так в ассортименте Noctua, Thermalright, Be Quiet! и других именитых кулеростроителей сейчас нет ни одной дорогой модели с прямым контактом.

Основание по меркам прямого контакта очень достойное. Хотя переходы медь-алюминий и ощущаются ногтем, общая плоскостность всё же хорошая. Обработка довольно грубая, видны радиальные круги от фрезы. Полировка полностью отсутствует. В целом, по меркам прямого контакта основание на твёрдую 4, в глобальном зачёте на троечку.

Радиатор продувается одним пропеллером, у которого даже маркировки нет. «Карлсон» стандартного типоразмера 120 мм, непосредственно крыльчатка около 113 мм. В заявленных характеристиках скорость вращения 700-1800 об/мин, производительность 44,4-113,6 м3/ч, до 1,8 мм вод.ст. статического давления и уровень шума 20,6-37,2 дБА. По сути, это обычные параметры для стандартного 120-мм вентилятора.

Он базируется на гидродинамическом подшипнике, но Jonsbo не раскрывает ресурс. Скорее всего это типичные 30 тыс. часов, характерные для бюджетной гидродинамики.

Качество исполнения вентилятора неплохое. На контактирующей с радиатором стороне есть резиновые вставки по уголкам. Кабель питания ротора длиной 150 мм, 3-контактный кабель подсветки длиннее – 250 мм. На кабеле подсветки есть разветвитель.

Подводя промежуточный итог, на данном этапе Jonsbo CR-1000 GT выглядит неплохо. «Косяка» лишь 2: неравномерно распределение теплотрубок в радиаторе; полное отсутствие какой-либо аэродинамической оптимизации. На последнее позволяет прикрыть глаза немаленькое межрёберное расстояние и 51 мм толщины радиаторного стека, а вот теплотрубки никак не оправдать.

Тестирование

Процессорный кулер Jonsbo CR-1000 GT совместим с ужатым перечнем сокетов. Среди Intel это LGA1200/115х/ 1200/1366 (не хватает нового LGA1700 и HEDT-платформ LGA2066/2011), среди AMD – AM4/AM3(+)/AM2(+)/FM2(+)/FM1 (все, кроме совсем «древних» и HEDT-чипов семейства Threadripper.

Процесс установки на различные сокеты хорошо проиллюстрирован в бумажной инструкции и электронной инструкции. От себя скажу, что крепление удобное, процесс установки интуитивно понятен, прижим сильный, никакие металлические элементы плату не царапают. В случае Intel используется комплектная пластиковая задняя усилительная пластина, а с AMD «родная» металлическая от материнской платы.

По заявлениям производителя, кулер может справиться с процессором с уровнем TDP до 160 Вт. Это обычное значение для 4-трубчатых кулеров с не самым оборотистым 120-мм вентилятором. В общем, верится.

Тестовый стенд:

Все технологии энергосбережения были отключены в BIOS материнской платы, и процессор работал при постоянной частоте 4,7 ГГц (напряжение 1,25 В, скальпированный). В таком режиме уровень TDP поднимается примерно до 140 Вт.

Мониторинг осуществлялся через AIDA 64, а нагрузку обеспечил LinX 0.6.5 (количество используемой памяти – вся что есть). Отмечу, что LinX создает колоссальные нагрузки на процессор. В играх и реальных приложениях таких температур никогда не будет (а на градусов 15-20 холоднее). Тестирование проводилось с температурой в помещении 22°C. Замеры уровня шума проводились с расстояния 30 см (фоновый шум 34 дБА). 99 градусов на графике – значит троттлинг, сброс частот, и кулер не «вывозит».

В глобальном зачёте при максимальных оборотах Jonsbo CR-1000 GT расположился ожидаемо – среди других 4-трубчатых моделей. Однако, ближе к концу этого списка. Занять положение получше помешало неграмотное расположение теплотрубок, как следствие неравномерный прогрев радиатора. Со снижением оборотов температуры растут не очень разительно – заслуга 2-мм зазора между рёбрами.

Отдельно отмечу, что даже при 750 об/мин он всё же справился с разогнанным процессором, что можно считать успехом. Наиболее оптимальным режимом работы, исходя из температурно-шумовых показателей, как обычно остаются 1000-1200 об/мин.

Вентилятор сделан довольно прилично. Крыльчатка хорошо сбалансирована, биение и вибрации отсутствуют. Нет и писка от ротора. Что правда, при минимальной яркости чуть-чуть пищат диоды подсветки. Справедливости ради, этот писк слышно только впритык, и только если крыльчатка не вращается.

За, против, вердикт

Учитывая ценник порядка 2000 рублей, Jonsbo CR-1000 GT тяжело высказать весомые претензии. У него неплохое общее качество исполнения, приличное основании, достойный вентилятор, а подсветку и вовсе можно назвать продвинутой. Однако есть вещи, всё же вызывающие вопросы даже в этом ценовом сегменте.

Прямо говоря, радиатор сделан совсем без понимания жанра. Я бы даже сказал, что без знания самых базовых законов физики, местами даже без интуиции. Во-первых, напрочь отсутствует какая-либо аэродинамическая оптимизация. Фронтальная часть радиатора представляет собой просто стенку из прямых ламелей. Сделать хотя бы пиловидный профиль для снижения паразитных завихрений – это же копеечное дело. Впрочем, это ладно, радиаторный стек толщиной 51 мм прощает такие недоработки.

Непонимание жанра выражается в разводке тепловых трубок. Они стоят слишком плотно друг к другу, с расстоянием около 2 мм. 2 из 4 трубок нужно было разводить ближе к краям радиатора, где статическое давление наиболее сильное. Как итог радиатор прогревается неравномерно.

Спасается Jonsbo CR-1000 GT чуть большим количеством «мяса» и неплохим общим качеством исполнения. Иной бюджетный кулер технически сделан грамотнее, но за счёт отсутствия обработки кромок и плохого основания оказывается хуже. В довесок, Jonsbo CR-1000 GT может похвастаться пропеллером на гидродинамическом подшипнике, ARGB-подсветкой с множеством диодов, грамотной системой крепления.

В сухом остатке перед нами не идеальный бюджетный кулер, но с учётом всех за и против предложение неплохое.

Хорошо:

Не хорошо:

Exit mobile version