GeForce RTX 3070 и GPU GA104-300
Подробно с аппаратными особенностями видеокарт NVIDIA на архитектуре Ampere можно ознакомиться в нашем обзоре GeForce RTX 3090. В этом разделе речь пойдет конкретно про видеокарту GeForce RTX 3070 и лежащий в её основе графический процессор GA104-300, без отвлечений на новые RT-, Tensor-ядра и прочие фундаментальные нововведения.
Начать стоит с того, что непосредственно по графическому процессору видна несколько иная сегментация модельного ряда. Если у RTX 2070 был GPU TU106, который формально можно к третьему классу, то RTX 3070 на ядре GA104 – формально второй класс. Ранее 104-ые ядра были лишь у старших карт серии xx80. То есть с большой натяжкой технически RTX 3070 является скорее преемницей RTX 2070S/RTX 2080/RTX 2080S, нежели оригинальной RTX 2070, но всё же параллели будут проводиться именно с ней.
GPU GA104-300. Источник изображения: Techpowerup
Подобно флагманскому чипу GA102, и в отличии от A100, GA104 производится на мощностях Samsung по 8-нм техпроцессу. Переход с 12 нм на 8 нм почти двукратно увеличил показатель плотности транзисторов – 24,3 млн/мм2 против 44,4 млн/мм2. Площадь ядра – 392 мм2, что даже меньше, чем у RTX 2070 (445 мм2), и это при увеличении транзисторного бюджета с 10,8 до 17,4 млрд. Стоит учитывать, что при этом плотность теплового потока сильно увеличилась, что наряду с сильно увеличенным потреблением привело к повышенным требованиями к системе охлаждения.
GA104 в модификации 300 – не полновесный GPU. Полновесная версия GA104 имеет 50 SM-блоков, и не применяется нигде из, вероятно, экономических соображений. Но не исключено, что через год 8-нм техпроцесс Samsung будет отлажен, и выйдет абстрактная RTX 3070 Super на полновесном ядре и обновленной подсистемой памяти. Позже более урезанные версии GA104 будут применяться в видеокартах попроще. Ближайшая – RTX 3060 Ti, запланированная на 2 декабря, и которая будет быстрее RTX 2080S.
В составе GeForce RTX 3070 ядро GA104 усечено чуть-чуть – на 2 SM-блока. В итоге остаются активными 48 SM, что эквивалент 5888 CUDA-ядрам. На каждый SM-блок приходится по RT-ядру и по четыре Tensor-ядра. Стоит отметить аж 96 конвейеров рендеринга (ROP), что стало возможным после их переноса прямо в GPC (Graphics Processing Clusters), без привязки к шине памяти. Для понимания, ранее 96 ROP было только у Titan RTX на полном ядре TU102. Теоретически RTX 3070 должна показывать великолепную за свои деньги производительность в задачах рендеринга.
К удивлению, NVIDIA решила не апгрейдить подсистему памяти. 8 ГБ GDDR6 с частотой 14 ГГц, 256-битной шиной памяти и 448 ГБ/с пропускной способности – всё ровно как у RTX 2070. Как факт всю надбавочную производительность обеспечил исключительно новый GPU и только. Снова-таки, ждём RTX 3070S на скоростных чипах GDDR6X.
GeForce GTX 1070 – помянем, прожимая F. Это была последняя «семидесятая» с поддержкой SLI. Более того, среди линейки GeForce RTX 3000 упразднили работу в тандеме ещё и RTX 3080. Естественно, обозреваемая GeForce RTX 3070 в SLI тоже не может.
NVIDIA выпустила собственные референсные варианты RTX 3070, которые будут продаваться параллельно моделям от AIB-партнёров на протяжении всего жизненного цикла архитектуры Ampere. В отличии от RTX 3080 и RTX 3090, дизайн пока самого младшего представителя серии более привычного вида.
Ну а мы знакомиться с бестселлером будем на примере нереференсной модели от Palit в далеко небедном исполнении JetStream.
3 комментария
Всем привет!) Приобрел jetstream 3070 без OC, при продолжительной игре, часа 1.5-2 появляются небольшие геометрические артефакты( что делать?
Для начала попробовать установить свежий видеодрайвер. Проблема во всех играх, или одной конкретной?
Все драйверы свежие. Пока играл только одну игру halo infinite (в сюжетку). Еще забыл сказать что у меня новая прлатформа I9 12900k, 32 ddr5, материнка: z 690 aorus master.