OCClub

Noctua NH-D15s chromax.black: обзор. Легенда в гуталине

Что такое Noctua NH-D15 знает, вероятно, каждый из тех, кто намеревался сделать из мощного процессора холодный. Да ещё и так, чтобы к шуму вопросов не возникало. Вполне ожидаемо в погоне за холодом и тишиной пострадали два других аспекта – ценник и габариты, а значит совместимость. Какой бы NH-D15 не был распрекрасный, а расписано это в сотнях обзоров, всё же $100 за воздушный кулер – это печально. А в отношении совместимости ещё печальнее, ведь конфликты с оперативной памятью будут ну просто в обязательном порядке, ну а с видеокартами в частных случаях на некоторых материнских платах. Обе эти проблемы были устранены с выходом модели Noctua NH-D15s, где немного изменилась геометрия, из комплекта поставки пропал фронтальный пропеллер, сократив ценник до $80.

В позапрошлом году именитый австрийский кулеростроитель выпустил долгожданное – популярные процессорные кулеры в полностью чёрном цвете, отодвинув классическое сочетание коричневого с чуть менее коричневым на второй план. Оригинальный NH-D15 chromax.black был в первой волне. Год спустя ассортимент пополнился упрощённым NH-D15s chromax.black, с которым в этом материале и познакомимся.

Уголок любителей компьютерных «железяк» OCClub.ru на ваших дисплеях, Олег в роли испытателя, Noctua NH-D15s в чёрно-чёрном исполнении chromax.black (официальная страница) в роли испытуемого. И перед переходом к внешнему осмотру взглянем на комплект поставки, где есть, на что посмотреть.

Ну и кратко для тех, кто с NH-D15s знаком не понаслышке: ровно тоже самое, только в гуталине и +$10 к рекомендованному ценнику.

Упаковка, комплектация

Noctua NH-D15s chromax.black: обзор. Легенда в гуталине

Noctua NH-D15s chromax.black поставляется в действительно здоровенной по меркам CPU-кулера коробке. Внешне она оформлена просто шикарно: основная часть чёрная матовая, изображения непосредственно радиатора глянцевые.

Также коробка насыщена технической информацией. Перечислены ключевые особенности, есть технические спецификации в весьма развёрнутом виде (отдельно радиатора и отдельно вентилятора), перечислен комплект поставки.

Упакован кулер хорошо. Со всех сторон мягкие проставки, дополнительно радиатор защищён картоновой формой. Комплект поставки в отдельной коробке.

Noctua NH-D15s chromax.black получил следующее приданое:

Комплект поставки просто шикарный. Весьма пригодится отвертка под крестообразный шлиц. Отвертка под крест найдётся дома у каждого, однако с таким длинным (а высота радиатора 160 мм) и тонким жалом – уже не факт. Термопасты целых 2 грамма, при чём отличной. Что правда, не совсем понятно почему паста NT-H1, а не более новая NT-H2.

Если уж придираться, неплохо было бы положить Y-образный разветвитель для пропеллеров. Возможность закрепить второй «карлсон» есть, скобы для него есть, а разветвителя нет.

Внешний вид, устройство, особенности

Сразу же стоит сказать, что Noctua NH-D15s chromax.black, как и все другие black-версии, отличается от оригинального NH-D15s только и исключительно цветом. Все технические характеристики, конструкция, габариты и т.д. полностью одинаковы. Соответственно, и температуры работы с шумовыми показателями будут идентичны.

Как я рассказывал в обзоре афро-версии Noctua NH-D15, на самом деле с чёрным покрытием не всё так просто. Согласно словам сотрудника Noctua Джейкоба Деллингера (Jacob Dellinger) во время выставки Computex 2019, где чёрные модели были впервые показаны, любое цветное покрытие радиатора только ухудшит отвод тепла и никак иначе. Это одна из причин, почему чёрные кулеры компании мы ждали так долго. Были долгие эксперименты с составом краски, чтобы она не только не так пагубно сказывалась на рассеивании тепла, но и была стойкой к физическим воздействиям. К примеру, Be Quiet! для этого использует краску с керамическими частицами. К сожалению, про особенности своего покрытия Noctua не рассказывает совсем.

Зато рассказывает о его влиянии. По словам Джейкоба, им удалось добиться ухудшения температурных показателей всего на 1/10 градуса. Итого технически Noctua NH-D15s chromax.black чуть-чуть хуже обычного NH-D15s, но речь идёт о настолько ничтожных величинах, что ими можно пренебречь.

Изучим детальнее конструкцию радиатора. Говоря в «сухих» цифрах, без вентилятора он имеет габариты 150 х 135 х 160 мм (Д х Ш х В) и массу 980 грамм. Конструкция пронизана 6х 6-мм тепловыми трубками U-образной формы, в основании медная теплораспределительная пластина, покрытая слоем никеля. Радиатор состоит из двух идентичных секций, каждая из которых насчитывает 45 пластин с межрёберным расстоянием 2 мм. Немаленький зазор обеспечит достаточно высокую эффективность при небольших оборотах пропеллера. Общая площадь рассеивания огромна – около 12 600 см2.

Чтобы под радиатор поместились модули памяти высотой до 65 мм, по 7 нижних рёбер с обеих сторон усечены. Также это позволит использовать кулер на HEDT-платформе Intel без конфликтов с оперативной памятью.

При беглом взгляде может показаться, что отличается Noctua NH-D15s от оригинальной модели NH-D15 только отсутствием второго пропеллера в комплекте, но это не так. Тело радиатора относительно основания сместилось в сторону на 15 мм, а вместе с тем чуть изменилась разводка теплотрубок. Смещение позволило без ущерба в габаритах и площади рассеивания решить проблему перекрывания ближнего к сокету слота PCI.

Одна из тепловых трубок выбивается из ряда прочих. Она зачем-то сдвинута вглубь радиаторной секции. Почему сделано именно так? – непонятно. Скорее всего для избегания конфликтов с компонентами материнских плат в частных случаях.

Покрытое никелем основание имеет отличную плоскостностью и неплохую полировку, но всё же не в зеркало. Видны радиальные круги от фрезы (ногтем неощутимы), отражение «уплывает». В целом, на 4 с плюсом.

Среди прочего радиатор Noctua NH-D15s chromax.black имеет пропайку. Пропаяны стыки тепловых трубок с рёбрами, а также место контакта трубок с основанием. Во-вторых, края радиаторных пластин обработаны, что не только уменьшает паразитные завихрения воздуха, но и банально уберегает руки от царапин.

В отличии от изначального кулера NH-D15, NH-D15s комплектуется только одним пропеллером. Это Noctua NF-A15 HS-PWM с габаритами 150 х 140 х 25 мм, при этом монтажные отверстия под обычный 120-мм вентилятор. Он базируется на фирменном подшипнике SSO2, представляющим собой модифицированный гидродинамический подшипник (добавился магнит для стабилизации вала). NF-A15 – вероятно, лучший 150-мм «карлсон» на рынке вообще.

В характеристиках: скорость вращения 300-1500 об/мин с производительностью до 140 м3/ч и шумом до 24,6 дБА. При подключении через резистор NA-RC7 «потолок» оборотов уменьшается до 1200 в минуту, а прилагательные параметры до 115,5 м3/ч и 19,2 дБА. По заявлениям производителя, пропеллер отработает как минимум 150 000 часов, что более 17 лет беспрерывной работы.

На уголках есть антивибрационные прокладки, препятствующие передачи вибрации на корпус. Можно обойтись и без них, поскольку от NF-A15 нет даже малейших вибраций. Кабель длиной 200 мм в плотной чёрной оплётке.

Подведём промежуточный итог по Noctua NH-D15s chromax.black… хотя, а что его тут подводить? Как первоначальная модель NH-D15, так и модификация NH-D15s, и версия chromax.black в частности – это просто эталонные процессорные кулеры, к качеству исполнения которых претензий нет. Если уж прикапываться, смущает только одна теплотрубка, выбивающаяся из общего стана.

Тестирование

Кулер Noctua NH-D15s chromax.black совместим со всеми актуальными и не очень сокетами AMD (AM2(+)/AM3(+)/AM4/FM1/FM2(+)) и Intel (LGA 1200/1150/1151/1155/1156/1366/2011(-3)/2066). Процесс установки на различные сокеты хорошо проиллюстрирован в электронной инструкции, а также здесь можно посмотреть видео.

Сокет AMD sTRX4/TR4 и процессоры Ryzen Threadripper не поддерживаются, что весьма странно. В ассортименте Noctua есть несколько моделей специально для «убийц потоков», но нет ни флагманского NH-D15, ни NH-D15s.

Noctua не указывает, как много тепла кулер может отвести в ваттах. Вместо этого компания внедрила собственную систему классификации Noctua Standardised Performance Rating (NSPR). Мощные модели имеют оценку более 150 баллов, низкопрофильные по типу NH-L9i – около 50. NH-D15s chromax.black по оценке производителя набирает 167 NSPR-очков. Больше только у NH-D15 (183) и NH-U12A (169).

Косвенно теплорассеивание в ваттах можно было бы оценить по CPU Compatibility List, как это делалось в предыдущих статьях, но не получится. На платформе AMD даже для 16-ядерного Ryzen 9 5950X (как бы 105 Вт TDP, но там далеко за 105) заявлена не просто поддержка, а максимальная поддержка – с амбициями на серьёзный разгон. На Intel-овской платформе поддержка есть Core i9-11900K (как бы 125 Вт, по факту 250+ Вт) тоже с прицелом на разгон. Короче говоря, Noctua NH-D15s chromax.black справится с вообще любым процессором и с немаленьким запасом.

Тестовый стенд:

Все технологии энергосбережения были отключены в BIOS материнской платы, и процессор работал при постоянной частоте 4,7 ГГц (напряжение 1,25 В, скальпированный). В таком режиме уровень TDP поднимается примерно до 140 Вт.

Мониторинг осуществлялся через AIDA 64, а нагрузку обеспечил LinX 0.6.5 (количество используемой памяти – вся что есть). Отмечу, что LinX создает колоссальные нагрузки на процессор. В играх и реальных приложениях таких температур никогда не будет (а на градусов 15-20 холоднее). Тестирование проводилось с температурой в помещении 22°C. Замеры уровня шума проводились с расстояния 30 см (фоновый шум 34 дБА). 99 градусов на графике – значит троттлинг, сброс частот, и кулер не «вывозит».

Noctua NH-D15s chromax.black продемонстрировал эффективность уровня систем охлаждения с двумя 120/140 мм пропеллерами. Безусловно, это лучший процессорный кулер с одним вентилятором. Уровень шума даже при максимальных оборотах невелик, ну а условно бесшумным его можно считать приблизительно с 900 оборотов и менее.

Несмотря на немаленькое межрёберное расстояние, кулер быстро теряет производительность при снижении оборотов единственного «карлсона». Грубо говоря, с каждыми 250 об/мин температура растёт на 5 градусов. В общем, приблизительно 1000 в минуту – те обороты, при которых и ещё достаточно тихо, и охлаждение приличное.

Для понимания эффективности охлаждения с подключенным LNA-адаптером достаточно посмотреть на графики при 1250 об/мин. Если же добавить второй вентилятор, для чего в комплекте есть дополнительные скобы, то NH-D15s просто превратится в NH-D15, с обзором black-версии которого можно ознакомиться здесь.

За, против, вердикт

Как кашу маслом не испортишь, так и чёрная версия Noctua NH-D15s ну просто не могла умножить ноль достоинства оригинальной модели 5-летней давности. Это ровно тот же самый кулер, но теперь в подходящем к всему чёрном цвете, вместо слабосочетающегося в современных системах фирменного коричневого. И стоит отдельно отметить, что покраска качественная. Скобами для пропеллера сдуру сколы конечно можно оставить, но не так просто, как у дешёвых крашенных кулеров, способных и об пыль не царапается.

Хотя про эту модель с 2016 года была написано столько строф, что чтобы всё сжечь нужно сто костров, не лишним будет в очередной раз напомнить, почему Noctua NH-D15s столь замечательна и облюбована обзорщиками. Во-первых, это просто самый лучший процессорный кулер с одним пропеллером. Безапелляционно. Его производительность сопоставима с двухвентиляторными кулерами, также построенными по двухбашенной конструкции. Во-вторых, высочайшее качество исполнения в буквально каждом аспекте. В-третьих, обширный комплект поставки, помимо прочего включающий 2 грамма отличной долговечной термопасты.

Несмотря на улучшение совместимости относительно NH-D15, всё же это очень большой кулер, а это вызывает неудобства. В некоторых случаях радиатор выпирает за пределы материнской платы в верхней части, что может привести к конфликтам в негабаритных корпусах. Да и в целом такой большой радиатор мешает обслуживать и модернизировать систему. С другой стороны, а разве суперкулеры бывают другие?

Оригинальная версия Noctua NH-D15s имеет рекомендованный ценник $80, за black-модификацию просят ещё на «червонец» больше – $90. Как ни крути, за воздушный кулер это много. Это один из самых дорогих кулеров на рынке, а среди однопропеллерных и вовсе самый дорогой. Таким образом, цена – единственный весомый недостаток.

Награда «Выбор редакции» и рекомендация а-ля в каждый дом (компьютер)!

Хорошо:

Не хорошо:

Exit mobile version