GeForce RTX 3050 и GPU GA106
Поскольку это первое знакомство с GeForce RTX 3050, как обычно стоит начать с общих сведений о видеокарте в целом и графическом процессоре в частности.
Теоретический вид GPU GA106-150
В основе видеокарты GeForce RTX 3050 лежит графический процессор GA106-150. Его более полновесные версии хорошо известны по десктопной RTX 3060, а также мобильным RTX 3060 и RTX 3050 Ti. В составе новинки чип урезан на треть – до 2560 CUDA-ядер. Именно этим и обусловлено долгое появление GeForce RTX 3050: NVIDIA больше года просто выжидала, когда насобирается много частично рабочих GA106. И поэтому начальные запасы GeForce RTX 3050 относительно других представителей 3000-ой серии велики. Подобной практики «зелёные» придерживаются уже не первый год. Вероятно, в будущем GeForce RTX 3050 можно будет встретить на другом графическом процессоре, про что через пару абзацев.
AMD постаралась сделать Radeon RX 6500 XT непривлекательной для майнеров, оснастив её всего 4 ГБ видеопамяти (попутно сделав вообще непривлекательной). В свою очередь NVIDIA расщедрилась на 8-гигабайтный видеобуфер с приличной 128-битной шиной и общей пропускной способностью 224 ГБ/с. Для майнеров такая конфигурация весьма интересна. В противовес в GeForce RTX 3050 сразу был реализован «майнинг-тормоз» – видеокарта вышла сразу в версии LHR. К слову, майнеры всё ещё не научились получать 100% производительность LHR-видеокарт, но 80% уже реальны.
Немаловажно, что GeForce RTX 3050 получила полный набор «фишек» архитектуры Ampere. Она поддерживает все новомодные технологии вроде RayTracing, DLSS, ResizableBAR и прочие, имеет возможность аппаратного декодирования/кодирования популярных видеоформатов, интерфейс подключения PCI-E 4.0 x8. Говоря иными словами, если конкурентная Radeon RX 6500 XT выглядит «порезанной» просто до неприличия, то GeForce RTX 3050 выглядит полноценной нормальной видеокартой.
Весьма любопытно 8 линий PCI-E 4.0 объясняет сама NVIDIA: «Уменьшение числа линий PCIe до 8 улучшает предложение. Это позволяет нам использовать более широкий спектр микросхем на протяжении всего срока службы продукта». Другими словами, сейчас NVIDIA делает RTX 3050 на базе графических процессоров GA106, не годных для RTX 3060. В будущем эта модель может переехать на GPU GA107 (применяется в мобильных RTX 3050/Ti), который физически насчитывает 3072 CUDA, также 128-битную шину памяти GDDR6 и, что ключевое, интерфейс подключения PCI-E 4.0 на 8 линий.
Непосредственно чипмейкер не слишком распространяется об уровне производительности новинки. Компания не предоставила ни одного внятного графика, зато продемонстрировала очевидное преимущество RTX 3050 с активным RayTracing над прямыми предшественницами, которые в RayTracing не могут вовсе, породив прикольный график:
Для GeForce RTX 3050 NVIDIA решила не выпускать референсную версию Founders Edition. Поскольку она базируется на уже известном графическом чипе GA106, AIB-партнёрам не даже пришлось перенастраивать производственные линии от RTX 3060. У RTX 3060 и RTX 3050 одинаковые печатные платы, отличающиеся только отсутствием одной-двух фаз питания у последней. Это легко отследить по разъёму дополнительного питания: 130-ваттной RTX 3050 с головой хватило бы 6-контактного питания, но у всех версий распаян 8 pin, ведь RTX 3060 простого 6 pin недостаточно.
После небольшой вводной «о том, о сём» перейдём ближе к предмету обзора – к видеокарте Gigabyte GeForce RTX 3050 Gaming OC (GV-N3050GAMING OC-8GD).