Внешний вид и особенности
Итак, Noctua NH-D15 chromax.black. Фото не передаёт истинных габаритов, но первый раз взяв кулер в руки мысли были что-то вроде “ну и здоровая же дура”. И это не мудрено. Если обратиться к табличку с техническими параметрами, то обнаружим внушительные габариты 160 х 150 х 135 мм при массе 980 грамм, и это только параметры радиатора. При добавлении пропеллеров габариты вырастают до 165 х 150 х 161 мм, а вес до 1320 грамм. Рекомендую дважды убедиться, действительно ли он уместится в корпусе.
В чёрном цвете хорошо знакомая Noctua NH-D15 смотрится великолепно. Но чем тратить абзац на описание того, насколько чёрный является чёрным, лучше поговорим о практической пользе, а может и вреде чёрного цвета. Бытует мнение, что если покрасить дома радиатор отопления в чёрный цвет – то его теплоотдача увеличится. Но это не так. Чёрный цвет лишь поглощает и удерживает тепло и свет, но об увеличении теплоотдачи речи и быть не может. Полезный к наступающей зиме лайфхак: реально сделает в квартире существенно теплее направленный на радиатор отопления вентилятор. Гарантирую.
Но вернёмся в цвету. Сотрудник Noctua Джейкоб Деллингер (Jacob Dellinger) на том же Computex 2019 охотно раздавал интервью представителям прессы и общественности, и в том числе задевалась тема чёрного цвета. Согласно его словам, любое цветное покрытие металла только и только негативно будет сказываться на теплоотдаче. Перед инженерами Noctua стояла задача в максимальном снижении силы этого негативного влияния, и им удалось добиться снижения производительности порядка 1/10 градуса. Таким образом, чисто технически Noctua NH-D15 chromax.black рассеивает тепло хуже простой Noctua NH-D15, но ничтожно хуже.
И да, некоторые компании-кулеростроители заявляют, что их цветное покрытие улучшает отвод тепла. Согласно словам Джейкоба – это далеко от истины.
Разобравшись с этим моментом, пробежимся по конструкции Noctua NH-D15. Не слишком углубляясь, поскольку про конструкцию NH-D15 с 2014 года написаны тысячи строк обзоров.
Перед нами башенный двухсекционный кулер с шестью тепловыми трубками диаметром 6 мм. Каждая секция набрана из 45 алюминиевых пластин с 2-мм межрёберным расстоянием. Суммарная площадь рассеивания достигает 12 600 см2. U-образные тепловые трубки расположены в радиаторных секциях равномерно без какого-либо смещения.
По семь нижних радиаторных пластин с каждой стороны урезаны. Это сделано для того, чтобы даже в первых слотах для оперативной памяти можно было использовать модули с высокими гребешками (до 64 мм) при условии отсутствия переднего вентилятора.
Вообще есть два варианта использования Noctua NH-D15 chromax.black: на все деньги и со всей оперативной памятью. В первом случае спереди устанавливается дополнительный 140-мм пропеллер, который сразу идёт в комплекте, и который исключит возможность использования модулей ОЗУ с высокими гребешками. Зато будет два вентилятора. Во втором варианте оставляется только центральный пропеллер, тем самым позволяя установить высокие модули ОЗУ. Обе вариации будут протестированы в следующем разделе.
Обращу внимание, что в ответной части основания отсутствует дополнительный мини-радиатор, который часто можно встретить в других кулерах.
Теплораспределительная пластина на подошве выполнена из никелированной меди. И это единственный элемент отличного от чёрного цвета. Трубки соединены с основанием методом пайки.
Само основание отполировано до состояния зеркала, но видны радиальные круги от фрезы. Ногтем риски не ощутимы. Подошва с небольшим бугром посередине. Есть мнение, что это “не баг, а фича”, поскольку очень многие компании делают так. Якобы бугорок помогает лучше распределять термопасту. В любом случае основание выполнено на твёрдую пятёрку.
В общей сложности качество исполнения конкретно радиатора находится на высочайшем уровне. Радиаторные пластины не просто нанизаны на рёбра, а припаяны к ним. Отлично обработаны кромки пластин, великолепное основание. Качество покраски также отличное. После множества снятий-установок вентиляторов ни на монтажных скобах, ни на кромках радиаторных пластин краска не облупилась. Короче говоря, в плане качества Noctua как всегда радует.
Noctua NH-D15 chromax.black, как и оригинальная модель, комплектуется парой 140-мм вентиляторов Noctua NF-A15 PWM. Они имеют габариты 150 х 140 х 25 мм и могут быть установлены в том числе на места для 120-мм моделей благодаря соответствующим монтажным отверстиям.
«Карлсоны» базируются на фирменном подшипнике SSO2 (гидродинамический подшипник с магнитной стабилизацией) с заявленным сроком наработки 150 тыс. часов (17 лет). Крыльчатка вращается со скоростью 400-1500 об/мин, прокачивает до 140 м3/час при уровне шума до 24,6 дБА. Это действительно топовые очень надёжные и тихие 140-мм пропеллеры.
При желании минимальную скорость вращения, а с ней и шум, можно сделать ещё меньше. Идущие в комплекте кабели с резистором снижают обороты до 300-1200 об/мин, ограничивая максимальный воздушный поток 115,5 м3/ч и шум до 19,2 дБА. В комплекте поставляются два Low-Noise Adaptor, хотя благодаря наличию Y-образного разветвителя хватило бы и одного. Впрочем, лишней такая вещь никогда не будет.
В плане исполнения пропеллеры NF-A15 HS-PWM chromax.black изысками не обделены. По уголкам присутствуют антивибрационные проставки, на внутренней поверхности рамки выпрямляющие воздушный поток засечки, 200-мм кабель в оплётке.