GeForce RTX 3080 и GPU GA102-200
Про новшества и общие особенности архитектуры NVIDIA Ampere, про новые RT-, Tensor-ядра и про многое другое было рассказаны в первом обзоре, посвященном видеокартам NVIDIA 3000-ой серии. В этом разделе речь пойдёт только про GeForce RTX 3080 и технические детали графического процессора GA102-200 без оглядки на то, сколь хорошая/нет получилась именно Palit GeForce RTX 3080 GameRock OC.
В основе GeForce RTX 3080 лежит графический процессор GA102, который также используется в GeForce RTX 3090. Подобно всем другим графическим процессорам серии GeForce RTX 3000, GA102-200 выполнен по 8-нм техпроцессу на мощностях контрактного чипмейкера Samsung. Скорее всего, в будущем, когда насобирается достаточное количество полуживых чипов, NVIDIA и RTX 3070 переведёт на сильно урезанную модификацию GA102.
В обоих видеокартах применяется неполноценная версия графического процессора, но у младшей модели он урезан примерно на 20%. Забегая наперёд, на те же ~20% она менее производительна. Полновесная версия ядра GA102 содержит семь кластеров GPC, в каждом из которых по 12 SM-блоков, в каждом из которых по 128 блоков FP32 (считай CUDA-ядер). У RTX 3090 в одном из GPC деактивированы два SM, и в итоге активны 10 496 CUDA-ядер.
В свою очередь у RTX 3080 графический процессор «порезан» интересно. Здесь полностью деактивирован один кластер GPC, а из оставшихся кластеров только у двух включены все 12 SM. У прочих по 10 SM. В конечном итоге GeForce RTX 3080 имеет 68 SM, что эквивалент 8 704 CUDA-ядрам.
С одним GPC-кластером пропал и один 64-битный контроллер памяти. Шина памяти сократилась с 384-битной до 320-битной, но это не единственное отличие по подсистеме памяти. GeForce RTX 3080 получила 10-гигабайтный видеобуфер GDDR6X с эффективной частотой 19 ГГц. У RTX 3090 память чуть быстрее – 19,5 ГГц. В конечном счёте пропускная способность подсистемы памяти RTX 3080 достигает 760 ГБ/с.
К удивлению, несмотря на одинаковую модель GPU, старшая RTX 3090 поддерживает SLI-режим, а RTX 3080 уже нет, хотя до этого RTX 2080 и RTX 2070 Super поддерживали работу в тандеме. Впрочем, всё это практического смысла не имеет. C 1 января этого года NVIDIA больше не предоставляет SLI-профили для игр. Работа двух видеокарт вместе возможна через API DirectX 12 и Vulkan, если непосредственно разработчики игры заходят потратить силы на реализацию (скорее нет). Конечно же, в математических задачах несколько видеокарт по-прежнему могут работать без всяких SLI-профилей в нативном режиме.
Собственные модели в исполнении Founders Edition чипмейкер производит, но как обычно куда более богатый ассортимент моделей предоставили AIB-партнёры.
В контексте знакомства с RTX 3080 нельзя не упомянуть одну неприятную ситуацию. У референсной версии Founders Edition на оборотной стороне GPU распаяны 20 конденсаторов керамических (MLCC) и 4 алюминиевых полимерных (SP-CAP). Некоторые AIB-партнёры в желании сэкономить три копейки распаивали конденсаторы попроще, что приводило к нестабильной работе, если частота свыше 2 ГГц (а до 2 ГГц «простреливает» почти каждая RTX 3080). NVIDIA решила проблему «костылём» – просто ограничив частоту на уровне драйвера. Справедливости ради, производители видеокарт быстро выпустили обновленные ревизии GeForce RTX 3080. Palit в числе рьяных экономистов не фигурировала. Palit вообще сэкономить любители, но делают это грамотно.
Ну и в завершение раздела напомню, что вроде как NVIDIA готовит GeForce RTX 3080 с удвоенным 20-гигабайтным видеобуфером. Но здесь ситуация меняется буквально каждую неделю в стиле “может будет, а может и не будет, а может и не может”.