GeForce RTX 3070 Ti и GPU GA104-400
Поскольку это первый взгляд на GeForce RTX 3070 Ti, не лишним будет углубиться в технические детали касательно используемого графического процессора и других технических деталей.
В случае «простой» RTX 3070 NVIDIA использовала графический процессор GA104-300 в чуть-чуть усечённом виде. Если полноценная версия насчитывает 48 потоковых мультипроцессоров (SM) и, соответственно, 6144 CUDA-ядер, то у трёхсотой модификации «отрезали» пару SM-блоков (256 CUDA). Скорее всего NVIDIA сделала так отнюдь не для сегментации модельного ряда, а из экономических соображений. Слишком мало получалось не просто годных на 100% чипов, но ещё и способных работать при столь высоких частотах (заявленный boost 1725 МГц, на деле больше). К тому же, RTX 3070 была самой высокочастотной видеокартой в линейке RTX 3000 до недавних пор.
Весьма похоже, что за минувшие 8 месяцев с момента релиза первых видеокарт RTX 3000 компания Samsung, занимающаяся производством графических процессоров для них, доработала свой 8-нм техпроцесс. GeForce RTX 3070 Ti не просто получила полноценную версию GA104, но и рекордные в линейке частоты работы с 1770-мегагерцовым «бустом». Но это скорее лишь приятный бонус, а истинная прелесть новой «тишки» в ином.
Снова возвращаясь к оригинальной модели, RTX 3070 практически никак не реагировала на разгон по ядру. Реальные частоты работы увеличивались, а вот прирост кадровой частоты был несоразмерен, если вообще был. Чип итак мощный-бодрый, прихрамывает подсистема памяти. И именно на разгон видеопамяти RTX 3070 окликалась увеличением fps.
Этот момент NVIDIA решила ультимативным образом. Можно было ограничиться установкой 16-гигагерцовых чипов памяти GDDR6 вместо 14 ГГц, но NVIDIA расщедрилась на GDDR6X с частотой работы 19 ГГц. Такой апгрейд поднял пропускную способность с 448 ГБ/с до 608 ГБ/с – сразу на 36%! Согласитесь, это не идёт ни в какое сравнение с совсем не впечатляющим приростом по части ядра (7%, судя по заявленной «сырой» вычислительной мощности в операциях FP32). Казалось бы, ну всё отлично, но в этой бочке мёда нашлось место ложке дегтя.
Чипы памяти GDDR6X известны своими немалыми аппетитами и как следствие температурами работы. Уровень TDP увеличился существенно – с 220 Вт, характерных для RTX 3070, до 290 Вт – то есть по части потребления RTX 3070 Ti больше походит на RTX 3080 (320 Вт), нежели на RTX 3070. Судя по слабым изменениям по ядру, львиная доля от этих добавочных ватт приходится именно на память.
Источник изображения: Videocardz
И всё же 8 ГБ видеопамяти в 2021 у видеокарты такого класса выглядят не очень. Тут дело в особенностях архитектуры NVIDIA Ampere: при урезании графического процессора битность шины памяти не страдает, но пострадала гибкость конфигурации. К тому же чипы GDDR6X бывают только ёмкостью 1 ГБ. NVIDIA могли либо оставить 8 ГБ, либо распаять все 16 ГБ. В последнем случае ценник бы получился побольше, да и положение старших моделей в линейке несколько подорвалось.
Ещё одним важным нововведением стал майнинг-ограничитель. GeForce RTX 3070 Ti сразу вышла с криптозащитой от добычи Ethereum (точнее, алгоритма DaggerHashimoto), снижающей хешрейт вдвое. В очередной раз напомню, что защита не ограничивает производительность в каком-либо другом виде нагрузке. На момент написания обзора обход ограничителя не найден, и даже слухов подобных нет.
Наконец, появилась поддержка функции ResizableBAR, предоставляющей процессору прямой и быстрый доступ ко всему объёму видеопамяти. В случае RTX 3070 это было возможно только после обновления прошивки видеокарты, у новой «тишки» сразу из коробки.
Подводя промежуточный итог, глядя на сухие технические характеристики 100-долларовая доплата выглядит обоснованной. NVIDIA ускорила память на треть, немного усилила графический чип, но и попутно уровень TDP неслабо подрос. На этом переходим к изучению модели Palit GeForce RTX 3070 Ti GameRock OC, начиная с начала – с коробки и комплектации.