За, против, вердикт
Сначала подведём итоги по видеокарте GeForce RTX 3050 в общем, а уже после конкретно по исполнению Gigabyte Gaming.
Были времена, когда видеокарта с шиной памяти уже 256 бит сразу автоматически считалась немощной. Как же внезапно всё развернулось, что смотришь на адаптер GeForce с маркировкой xx50, и он кажется действительно годным.
Хотя в ситуации на рынке видеокарт наконец появился просвет, по-прежнему они стоят дорого, и по-прежнему для хоть какого-нибудь понимания расстановки сил приходится отталкиваться от цены рекомендованной. К тому же, всё равно реальный ценник у разных моделей больше в одинаковой пропорции – в одинаковые 2 раза.
GeForce RTX 3050 – это 70% от GeForce RTX 3060 как по всем «сырым» техническим характеристикам, так и по уровню производительности. По нашим тестам разница между этими моделями составила 35%. Radeon RX 6600 быстрее на 30%. Относительно прямой предшественницы, GTX 1650, новинка демонстрирует в среднем производительность на 25% большую. Наконец, пусть и оценённая на $50 дешевле, но абсолютно мертворождённая RX 6500 XT (умудряющаяся частенько «сливать» RX 5500 XT) проигрывает значительно – почти на треть. Учитывая вдвое меньшее количество видеопамяти с вдвое меньшей пропускной способностью, RX 6500 XT для RTX 3050 даже близко не конкурент, даже если закрыть глаза на стек технологий NVIDIA.
Важно отметить, что GeForce RTX 3050 использует только 8 линий интерфейса PCI-E 4.0. По словам NVIDIA, это обусловлено экономическими соображениями – чтобы в будущем RTX 3050 смогла переехать на GPU GA107, который 8 линий имеет от рождения. Впрочем, 8 линий – не 4. Обширная практика сравнения видеокарт с PCI-E 3.0/4.0 показывает, что даже в случае подключения PCI-E 4.0 x16 видеокарты к слоту PCI-E 3.0 x8 производительность снижается несущественно – на пару процентов. Иными словами, хотя NVIDIA и несколько ущемила владельцев старых компьютеров с PCI-E 3.0, ущемила не сильно.
«Лучи Хуанга» GeForce RTX 3050 не по силам. Номинально поддерживаются, но производительность сильно хромает, благо DLSS спасает. Не стоит рассматривать RTX 3050 как входной билет в RayTracing, это не так. Нормальный RayTracing начинается с RTX 3060. Для разрешения 1080p карта идеальна, ну а DLSS обеспечит неплохой фреймрейт при замашках на разрешение WQHD. Дополнительно с карты можно получить порядка +10% производительности в разгоне.
Что касается рабочих приложений, хотя в нашем тестировании их было не так много (как-никак игровая видеокарта начального уровня), – чуть лучше GTX 1660 Super. Для не сложных проектов в целом достаточно, но для сложных стоит посмотреть на модели постарше.
Итого NVIDIA выпустила достойную видеокарту. Не пушка-гонка, просто достойную сбалансированную видеокарту без серьёзных недостатков. Остаётся только открытым вопрос о реальной цене, но в теории GeForce RTX 3050 – видеокарта нелохая.
Хорошо:
- Отличная производительность в играх при разрешении 1080p;
- Возможны амбиции на 1440p, но только с DLSS;
- Есть поддержка трассировки лучей;
- Минимальные требования к блоку питания и скромный аппетит (130 Вт);
- Неплохой разгон (реальны +10% производительности).
Не хорошо:
- Трассировка лучей хотя и поддерживается, но без DLSS всё плохо;
- Интерфейс PCI-E x8 может немного ограничить производительность на старых системах.
GeForce RTX 3050 неплохая, но к модели Gigabyte GeForce RTX 3050 Gaming OC (GV-N3050GAMING OC-8GD) есть много вопросов. Прежде всего важно отметить, что это самая дорогая RTX 3050 в ассортименте Gigabyte – $380 только рекомендованных, что на $130 больше, чем рекомендованный ценник самых простеньких моделей. Проблема видеокарты в том, что она идеологически противоречит сама себе.
У 90% RTX 3050 схематика платы одинаковая. Это 5 фаз на ядро и фаза на память. Кто-то распаивает сборки на 45 А, кто-то на 50 А, а Gigabyte сделала сразу на 55 ампер. Такой подход как бы предрасполагает сделать лимит мощности побольше, к тому же вон какой кулер для 130-ваттной карты знатный. Не просто же так $130 переплачиваем, сейчас как погоним!… казалось бы. В действительности лимит мощности стандартный 130-ваттный, с разгоном доступны те же стандартные 150 Вт.
Невеликий лимит мощности не позволил прямо вот мощно погнать адаптер. Годно разогналась память – с 14 ГГц до 17,2 ГГц, увеличив общую пропускную способность памяти с 224 ГБ/с до 275 ГБ/с. А вот графический процессор разогнался не сильно. В стоке «прострелы» достигали 1950 МГц (зачастую около 1935 МГц), в разгоне 2070 МГц. По большей части прирост от разгона подарен памятью.
Далее на очереди тот самый «знатный» кулер. Обычно я говорю, что 3 вентилятора – это 3 вентилятора, и они тащат просто за счёт количества прокачиваемого воздуха и площади рассеивания. Gigabyte GeForce RTX 3050 Gaming OC выглядит большой, почти 300 мм в длину, но радиатор там не такой и большой, как хотелось бы видеть – реально сопоставимый с двухвентиляторными картами. 68 градусов при 75% оборотов (порядка 2250 об/мин) при потреблении 130 Вт – это много. В целом для «железки» температура нормальная, но от топового исполнения хочется лучше. Кулер лишь кажется большим. Под кожухом алюминия не так и много, а теплотрубок вообще только 2 штуки. Хорошо, что хоты бы узел питания охлаждает правильно, как и все чипы памяти.
В конечном счёте непонятно, кому Gigabyte GeForce RTX 3050 Gaming OC можно посоветовать. Это дорогая версия RTX 3050, которой просто много, но она не лучше дешёвых RTX 3050. Да плата мощнее, но кому это нужно, если разгона нет? Да кулер большой, но толку, если громче и горячее обычного двухвентиляторного? Второй порт HDMI 2.1 буквально бесполезен, а он обошёлся недёшево. RTX 3050 по определению должна быть без наворотов, простой как 2 копейки. Здесь те самые навороты не просто есть, они ещё и реализованы не в ту степь. Несбалансированная модель со странным позиционированием.
Хорошо:
- Для трёхвентиляторной карты небольшая длина (282 мм);
- Есть бэкплейт;
- Есть чуть-чуть подсветки;
- Мощная плата на 55-амперных сборках;
- Вентиляторы умеют полностью останавливаться;
- Годный разгон видеопамяти.
Не хорошо:
- Одна из самых дорогих RTX 3050;
- Некоторые особенности ни к месту (к примеру, второй HDMI 2.1);
- Система охлаждения шумная;
- Стандартный лимит мощности.