Внешний вид, система охлаждения, плата
Про особенности архитектуры NVIDIA Ampere, про строение и топологию ядра GA102 было рассказано в первом обзоре, посвященном RTX 3090 – в обзоре Palit GeForce RTX 3090 в исполнении GamingPro. В этом материале речь пойдёт конкретно про исполнение GameRock, абстрагируясь от положения RTX 3090 на рынке.
Внешний вид Palit GeForce RTX 3090 GameRock OC получился необычным. По сути, перед нами высокотехнологичный полуторакилограммовый кирпич с гирляндой. В длину адаптер занимает уже ставшие каноничными для Palit 304 мм, а в толщину – 2,7 слота расширения, что 60 мм. Высота немалая – 136 мм, так что стоит быть бдительным при задумке вместить адаптер в узкий корпус.
На материалы кожуха не поскупились. Преимущественно он металлический, а aka камни драгоценные из оргстекла. Честно сказать, как на мой взгляд с просто металлическим кожухом смотрелось бы лучше, сдержаннее, статнее что ли (как MSI Evoke) – уж не любитель я подсветки в таких количествах. Но дешёвкой GameRock точно не выглядит.
С оборотной стороны есть усилительная пластина, металлическая. Она не только защищает плату от механических повреждений и придаёт внешнему виду завершенности, но и выполняет утилитарную функцию.
Через термопрокладки с тыльных чипов GDDR6X тепло снимается на эту пластину. Узел питания она не охлаждает – скорее всего чтобы лишний раз не подогревать микросхемы GDDR6X, и без того склонные к перегреву.
Жаль, что весьма массивный радиатор держится лишь на четырёх винтах по углам GPU без дополнительных точек крепления.
На панели видеовыходов стандартный для RTX 3090 набор: 3x DisplayPort 1.4a и единичный HDMI 2.1.
При взгляде на противоположный торец кажется, будто местный радиатор какой-то кривой. Но это “не баг, а фича”, про что через пару абзацев.
С приходом архитектуры Ampere Palit сильно поработала над системами охлаждения. RTX 3090 в исполнении GamingPro и RTX 3070 JetStream примечательны действительно классным радиатором, а у RTX 3090 GameRock он сделан ещё лучше.
Итак, из общих моментов: радиатор целиком никелирован, обработка кромок есть, пайка трубок к рёбрам есть, в теле радиатора трубки размещены адекватно равномерно. Двухсекционный стек пронизан шестью 6-мм тепловыми трубками.
В основании медная никелированная теплораспределительная пластина с неплохим качеством обработки, но далёким от состояния зеркала. Но всё же на фоне предшествующих GameRock прогресс заметен, особенно что касается основания.
Хитрым образом выполнены сами радиаторные пластины. Они имеют рельефную геометрию с тиснёнными шестигранниками. Теоретически такой подход обеспечит чуть большую общую площадь рассеивания и может выпрямлять воздушный поток (что бесполезно в случае столь тонкого стека). Но все же стоит отметить, что почему-то топовые производители процессорных кулеров так не делают, и реальный толк от «пупырышек» может и вовсе отсутствовать.
Радиаторный стек продувается тремя 92-мм пропеллерами Taihui TH9215B2H-PFC01, про которые в Сети информации вообще нет. Palit вот только заявляет о двойном подшипнике качения, а такой подшипник весьма надёжен. При небольшой температуре они умеют полностью останавливаться, но если ранее это зависело только от температуры GPU, то теперь ещё и микросхем памяти GDDR6X – 50 и 80 градусов соответственно.
Массивный радиатор охлаждает графический процессор GA102, частично микросхемы памяти и частично VRM-узел. Здесь всё не так просто. Основной радиатор контактирует с дросселями левого плеча VRM-узла через термопрокладку, и скорее не столько снимает тепло с дросселей, сколько просто опирается на них для дополнительной подпорки. C памятью схема сложнее: медная никелированная подложка >> термопрокладки >> общая рамка >> термопрокладки >> наконец чипы памяти.
Общая рамка с дополнительным оребрением не только охлаждает VRAM и VRM, но и придаёт жёсткости всей конструкции. Но да, прокладок наворотили тьму, так ещё и их качество хромает. Серые буквально одноразовые – разваливаются в руках.
Переходим к плате Palit GeForce RTX 3090 GameRock OC. Её компоновка, как и у почти любой другой RTX 3090, очень-очень плотная. На самом деле это не очень грамотный подход, поскольку растёт плотность теплового потока. Короткой платой и нетрадиционной СО NVIDIA хотела решить проблему воздушных потоков в корпусах ATX-формата (ATX реально устарел в современных условиях), но AIB-партнёры восприняли всё несколько иначе, сделав плату короткой только чтобы повысить эффективность охлаждения именно видеокарты сквозной продувкой.
Относительно референсной платы изменения произошли существенные, но несущественные в отношении конкретно фаз питания. Если у Founders Edition 21-фазная плата, где на ядро 18 фаз и 3 на память, то у Palit GameRock 18 на ядро и 4 на память. Используются 50-амперные транзисторные сборки Alpha & Omega AOZ5311NGI – как у референса. Контроллеры питания изменений не претерпели: сразу три 8-канальных On Semiconductor NCP81610 для GPU и пара uPI Semiconductor uS5650Q для памяти.
Также на PCB распаяны две микросхемы VGA-BIOS и соответствующий переключатель (в первом до 1785 МГц частоты и лимит TDP 400 Вт, во втором – 1845 МГц и 420 Вт), несколько контактных площадок для замера напряжений, разом три 8-pin PCI-E Power и разъём для синхронизации ARGB-подсветки.
12 микросхем памяти GDDR6X окружают GPU спереди, еще столько же сзади. 24-гигабайтный видеобуфер набран чипами памяти Micron OPT77 D8BGX – они же MT61K256M32JE-21. Номинально они рассчитаны на частоту 21 ГГц, но такие частоты контроллер памяти вывозит с трудом, да и сама GDDR6X к перегреву склонна. Поэтому в составе RTX 3090 они функционируют при 19,5 ГГц и, к сожалению, имеющаяся практика показывает, что разгоняются они отнюдь нелегко.
Пока Palit GeForce RTX 3090 GameRock OC выглядит неплохо. Плата относительно референса минорно усилена, жёсткость конструкции есть, всё охлаждается (хоть местами реализация и выглядит спорно). На фото внешний вид кажется уж совсем на любителя, но вживую смотрится намного-намного лучше.