Radeon RX 6900 XT и GPU Navi 21
AMD Radeon RX 6800, RX 6800 XT и флагманскую RX 6900 XT роднит графический процессор Navi 21. Естественно, в разных конфигурациях. Navi 21, как и предшествующие Navi 1X, производится по 7-нм техпроцессу TSMC. Номинально техпроцесс не претерпел изменений, но де-факто некоторые улучшения всё же произошли. В конце концов, в старых маркетинговых слайдах AMD для будущих видеокарт и процессоров указывался 7 нм+.
Navi 21 имеет площадь 519,8 мм2, 26,8 миллиарда транзисторов и плотность транзисторов 42,65 MT/мм². Если провести параллели с чипом NVIDIA GA102 (RTX 3090 и RTX 3080), налицо небольшое превосходство 7 нм TSMC над 8 нм Samsung. GA102 имеет площадь 628,4 мм², 28 млрд «транзюков» и 44,56 MT/мм² плотность. С другой стороны, у NVIDIA есть GPU GA100 (применяется только в Tesla A100) на новой архитектуре Ampere, но выполненный по 7 нм техпроцессу TSMC. У GA100, внезапно, плотность выше аж в полтора раза – 65,37 MT/мм².
GPU Navi 21. Источник изображения: Techpowerup
В общем, 7 нм TSMC рознь 7 нм TSMC, как бы это абсурдно не выглядело, а по части применяемых техпроцессов в игровых видеокартах оба чипмейкера находятся +- на одном уровне.
Но вернёмся конкретно к Navi 21. Чип состоит из 4 кластеров Shader Engine, каждый из которых насчитывает 10 Compute Engine (CU), в каждом из которых 64 потоковых процессоров и 4 текстурных блока. Если сказать очень грубо, Navi 21 представляет собой два Navi 10 в одном пакете, но урезанной шиной памяти. Хотя, скорее видоизменённой, про что в предыдущем разделе.
Полновесная версия, применяемая в Radeon RX 6900 XT, имеет все 80 активных CU. Соответственно, 5120 потоковых процессоров, 320 текстурных блоков и 128 блоков растеризации. Отмечу, что это именно полновесная версия – чип активен на 100%. Даже несколько странно, что AMD его не урезала чуть-чуть из экономических соображений. По-видимому, техпроцесс TSMC уже хорош настолько, что способен выдавать сложные, крупные, и при этом на 100% годные чипы.
Ну а те, что вышли не полностью работоспособными, AMD устанавливает в Radeon RX 6800 и её XT-модификацию. В первом случае отключено 20 CU (активны 3440 ПП, 240 текстурных блоков и 96 ROP), во втором – отключено 8 CU (остаются активны 4608 ПП, 288 текстурных, но все 128 блоков рендеринга).
Как упоминалось в предыдущем разделе, одним из ключевых новшеств архитектуры RDNA 2 стали блоки Ray Accelerators, отвечающие за трассировку лучей в реальном времени. Каждый CU имеет по одному RA-блоку. Итого у AMD Radeon RX 6900 XT их 80 единиц. Конечно, от RT-ядер NVIDIA они сильно отстают.
Все три адаптера Radeon RX 6000 получили по 16 ГБ видеопамяти GDDR6 с частотой работы 16 ГГц и скромную 256-битную шину памяти. Сравнительная небольшая пропускная способность подсистемы видеопамяти компенсируется кэшем Infinity Cache (по сути, это кэш L3). Он сопрягается с кэшем L2 по огромной 1024-битной шине и работает при вариативной частоте до 1,94 ГГц.
В завершение раздела пару слов о работе видеокарт в тандеме – про поддержку CrossFire. Официально Multi-GPU режим не поддерживается с прошлого поколения видеокарт, но работает (но бессмысленный). С Radeon RX 6000 ситуация схожа. CrossFire работает только в играх, созданных при поддержке AMD (как минимум в Deus Ex: Mankind Divided, Rise of the Tomb Raider, Strange Brigade и Sniper Elite 4). Прирост производительности наиболее заметен с ростом разрешения, достигает 57% максимум, подробнее здесь. Но в целом овчинка выделки не стоит – как обычно с Multi-GPU это и бывает.
И на этом моменте плавно переходим от части теоретической к практической – к XFX Radeon RX 6900 XT Merc 319.