Участники тестирования
Перед началом тестирования стоит подробнее ознакомиться с SSD-накопителями, на которых проверялась эффективность SilverStone ECM24. В данном контексте нас не интересуют фактические скорости работы, IOPS-ы, ресурсы выносливости и т.д. Цель статьи в другом. Важно само исполнение: какой контроллер, что за чипы NAND-памяти, сколько чипов, с двух сторон ли они, фольгированная ли наклейка и прочее.
Первый на очереди рассмотрения участников тестирования будет OCZ RD400 объёмом 512 ГБ. У нашего экземпляра, как и у версии на 256 ГБ, чипы памяти расположены только с одной стороны текстолита. У терабайтной версии чипы уже с двух сторон, так что в плане температур между моделями на 256/512 ГБ и 1 ТБ разница температур будет, и существенная. Между моделями на 256 и 512 ГБ это маловероятно.
В общей сложности на плате RD400 объёмом 512 ГБ лишь три чипа: контроллер, NAND-массив, и чип оперативной памяти Samsung LPDDR3-1600, ёмкостью 512 МБ.
OCZ RD400 базируется на 15-нанометровых чипах собственного производства и типа MLC (2 бита на ячейку). Между прочим, один из немногих оставшихся на рынке SSD на базе двухбитной памяти. С контроллером ситуация сложная. Маркировка TC58NCP не говорит толком вообще ничего. Есть мнение, что это сильно модифицированный в плане прошивки Marvell 88SS1093. Предполагается так потому, что технические характеристики накопителей с вышеупомянутым контроллером и тоже 15-нм чипами памяти Toshiba практически идентичны, а также совпадают видимые контакты.
Как бы это глупо не звучало, наклейки с фронтальной и тыльной стороны RD400 не являются теплоотводами. Это важно было отметить, поскольку у некоторых SSD (например, почти у всех Samsung в формате M.2) под наклейкой слой медной фольги, выполняющей роль теплоотвода. Эффективность такого подхода не высока, но и это лучше, чем ничего.
Второй участник тестирования – Kingston HyperX Predator M.2 PCIe объёмом 480 ГБ. По сравнению с вышерассмотренным RD400, здесь есть на что посмотреть. Это самый старый накопитель среди рассматриваемых. Через пару месяцев ему исполнится уже четыре года, прямо как «дежурному» резиновому изделию №2 в моём кошельке=)
На плате аналогичного размера распаян контроллер, в роли которого Marvell 88SS9293, и целых восемь микросхем NAND-памяти. NAND-микросхемы произведены Toshiba по 19 нм техпроцессу второго поколения, тип MLC, ёмкость каждой 128 Гбит. Фактически это поколение памяти, которое было до 15-нанометровых микросхем Toshiba, характерных для RD400. В роли буфера выступают две микросхемы оперативной памяти DDR3-1600 SDRAM, промаркированные как Kingston, но Kingston сама не выпускает чипы памяти. Что это конкретно за микросхемы ОЗУ остаётся неизвестным. Здесь важно лишь понимать, что их двое больше обычного, и что они типа DDR3, то есть стандартным напряжением питания.
Ах да, наклейки с обоих сторон Kingston HyperX Predator M.2 PCIe не являются скромными радиаторами.
Немного забегая наперёд скажу, что чисто теоретически Kingston HyperX Predator выглядит явным аутсайдером по части температур. Логика такого суждения очевидна: восемь NAND-микросхем, да на старом техпроцессе, выглядят в плане потребления и как следствие тепловыделения не так здорово, как всего одна. Аналогично с буферной памятью – две микросхемы, ещё и типа DDR3, а не DDR3L (у последней меньше напряжение работы). Но всему своё время, а пока продолжаем знакомство с участниками.
ADATA SX8000 – третий накопитель в данном материале, и по совместительству самый современный из всех. В нашем случае ёмкостью 512 ГБ. По количеству различных чипов это промежуточный вариант между OCZ RD400 и Kingston HyperX Predator.
Накопитель основан на котроллере Silicon Motion SM2260, а в качестве массива NAND-памяти служат четыре микросхемы с нечитаемой маркировкой. Два из них с фронтальной части, и ещё два с тыльной. Предположительно, это чипы производства Micron, но не битый Micron с потёртой маркировкой, как это можно встретить в SSD класса «бомж», а нормальные годные микросхемы. Просто сделаны по заказу ADATA. А там какую ADATA маркировку со своими мотивами попросит – такую Micron и сделает. В роли буфера/оперативной памяти выступают две микросхемы производства Nanya (NT5CC128M16IP-DI) с ёмкость, казалось бы, 128 МБ, но в действительности 256 МБ на каждую. Тип DDR3L.
Наклейка, наклеенная только на фронтальную часть, никак в охлаждении не помогает.
И наконец четвёртым участником тестирования стал накопитель GeIL Zenith M.2. Совсем не удивительно, что вы о таком не слышали, и что он «не гуглится». Пока не было ни анонса, ни презентации, и даже на выставках он пока нигде не мелькал. Это инженерный образец, полученный от специального агента. А вы думали откуда у нас взялись видеокарты GeIL (1, 2, 3, 4)? Именно поэтому я не могу раскрыть всех деталей про него, как и не имею права его фотографировать.
Из немногочисленного, что можно рассказать про GeIL Zenith M.2 без страха судов-тюрем, и что важно в рамках данного тестирования: ёмкость 240 ГБ, контроллер Silicon Motion SM2263, все чипы только с одной стороны, микросхема буферной памяти есть, NAND-чипы не старые. На плате распаяны всего три «микрухи».
За сим краткое ознакомление с участниками тестирования закончено, и перейдём непосредственно к температурным режимам работы.